«Индекс оливье» на Ямале вырос на 19%
Меню для праздничного стола жительница Ноябрьска Ирина Макарова уже составила. В этом году ей придется экономить.
«Если раньше готовили оливье, еще несколько салатиков, то сейчас продукты подорожали, это сказывается и заметно. Икра очень заметно подорожала. Брали икру кеты, кижуча. Сейчас килограмм стоит 8,5–9 тысяч. Поэтому один салатик, бутербродики какие-то», — поделилась планами ноябрянка.
О росте цен говорит и «индекс оливье». В России каждый год принято считать, как изменилась стоимость «самого новогоднего» салата. В этот раз классический вариант с колбасой в среднем по стране подорожал на 8%. На Ямале — так и вовсе на 19%. В цене прибавил картофель: теперь он стоит около 62 рублей за килограмм. А также маринованные огурцы — по 149 рублей за банку. Зеленый горошек стоит 80 рублей, колбаса — 250–300. Яйца и майонез, напротив, подешевели.
Спрос рождает не только предложение, но и рост цен. Крупные торговые компании традиционно повышают их в декабре. Тем, кто спекулирует, бьет по рукам антимонопольная служба. Неделю назад сразу 12 торговым сетям вынесли предостережение о необоснованном удорожании товаров перед Новым годом. Ямальские предприниматели с этим стараются не играть, даже если ценник увеличивает сам поставщик.
«Спрос потребительский сильно возрастает перед новогодними праздниками. Всегда есть колебания цены. Есть какая-то заложенная стоимость на все колебания, которые могут произойти. Мы ждем и надеемся, что в начале-середине января ситуация с ценами будет немного лучше, я в принципе даже отчасти уверен, что она будет лучше, просто вопрос — насколько», — отметил предприниматель Беслан Арчаков.
Сезонность характерна не для всех продуктов. Явный рост цен на некоторые позиции в России начался еще в сентябре. Тогда в стоимости прибавили, например, молочка и мясо. Дорогие кредиты, расходы на логистику и упаковку — все это вынудило производителей пересмотреть прайсы для ретейлеров. В результате на себе это ощутили покупатели.
«Мне за этот год раз пять приходили сообщения от поставщиков о том, что мы повышаем цены. Вот, например, в январе я покупала лосось за 1700, сейчас он ко мне едет — больше 2000 стоит. Я два раза повышала цены на некоторую продукцию, примерно где-то на 10–15% выросли они», — подсчитала предприниматель Кристина Дорошук.
Волатильность на продуктовом рынке, то есть удешевления и удорожания, в конечном счете влияют и на инфляцию. Борьбу с ней ведут с помощью жесткой денежно-кредитной политики.
«Из-за того, что инфляция уже четыре года превышает целевой уровень. И чем дольше инфляция отклоняется от цели, тем меньше населения и компаний верят в ее возврат к низким уровням. И это отражается на их поведении: стремлении потреблять, инвестировать или сберегать», — рассказала председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина.
В борьбу с ростом цен в продовольственном секторе включаются и сами регионы. С конца ноября местным властям разрешили заключать соглашения с производителями и торговыми сетями о сдерживании стоимости продуктов, в том числе борщевого набора. Таким правом уже воспользовались почти 40 субъектов страны.
«Мы стимулируем торговые сети устанавливать долгосрочные договорные отношения с производителями овощей и картофеля, это даст возможность производителям и сетям четко понимать, по какой цене будет закупаться и реализовываться их продукция», — объяснил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Патрушев.
Несмотря на то, что Ямал находится далеко от крупных городов, логистика давно налажена. Тонны продукции каждый день проходят через южные ворота региона. Поэтому списывать рост цен на трудности доставки — от лукавого, отмечают специалисты.
«Здесь у нас своя логистическая цепочка. У нас собственный транспорт, и товар поставляется ежедневно с наших распределительных центров. У нас ближайшие в Екатеринбурге, есть неоднократные доставки, чтобы обеспечивать полные полки», — говорит директор торгового комплекса Артур Исмагилов.
Несмотря на то, что до Нового года осталось две недели, в ямальских магазинах уже отмечают ажиотаж среди покупателей. Пока самые популярные товары — долгого хранения. Ближе к 25 декабря возрастет спрос на мясо и овощи.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 19:30 за 17 декабря.