«Якутия», «Сталинград» и «Россия»: на что пойдут средства от арктического сбора
«Росатом» предложил ввести арктический сбор для строительства ледоколов
Тарифы на перевозку грузов по Северному морскому пути могут вырасти. «РосАтом» — госкорпорация, которая отвечает за развитие этой логистической линии — предлагает ввести новый сбор — инвестиционный. Об этом пишет «Коммерсант», ссылаясь на свои отраслевые источники.
Новый сбор будет «арктическим», к тому же еще «инвестиционным». «Росатом» предлагает с 2028 года взимать такую плату с компаний, которые отправляют грузы по Северному морскому пути. А вырученные деньги пойдут на строительство ледоколов и судов вспомогательного флота. Свободная навигация в восточном секторе этой магистрали ограничена и доступна только летом и в начале осени. В остальное время акватория от Дудинки до Чукотки покрыта трехметровым льдом, который пробивают российские ледоколы и водят грузовые суда конвоями.
У России есть семь атомных и четыре неатомных ледокола. Спецфлота не хватает, чтобы удовлетворить все потребности перевозки грузов. Поэтому и ресурс ядерных реакторов старого поколения решили продлить в 2,5 раза. К примеру, самый «пожилой» атомоход — «Таймыр», 1989 года постройки, теперь выведут из эксплуатации только в 2030-м. Ну а «Ямал» проработает до 2033-го.
Строят еще пять: «Якутия» — он уже проходит ходовые испытания, — «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград» и самый мощный — «Россия». Эта группировка будет полностью в работе к 2030 году. Создавать такие корабли крайне дорого. Например, ледокол «Якутия» — его сейчас испытывают на Балтийском заводе в Петербурге — стоит столько же, сколько бюджет Лабытнанги потратит за 10 лет. Государство финансирует половину затрат на верфи, остальное «Росатомфлот» должен заработать. Как раз на сопровождении судов в северных широтах.
Объем перевозок по Северному морскому пути в этом году оказался вдвое ниже прогнозного плана правительства — 36,8 миллиона тонн. А причина — санкции: они, как считается, повлияли на логистические цепочки. Поэтому план в 80 миллионов тонн «передвинули» на 2028-й. Но к 2030 году рассчитывают доставить и вовсе 109 миллионов тонн.
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 19:30 за 19 декабря.