http://Top.Mail.Ru
Гилберт Кит Честертон: биография автора отца Брауна и 10 ярких цитат | Ямал-Медиа
29 мая 2024, 13:30 (обновлено: 29 мая 2024, 14:31)

Парадоксалист и создатель саги об отце Брауне: вечный крест Гилберта Честертона

29 мая исполняется 150 лет со дня рождения писателя Гилберта Кита Честертона

Гилберт Кит Честертон — одна из самых ярких фигур в английской литературе и философии первой половины XX века. Его парадоксальные суждения, чисто британское остроумие в сочетании с полемическим стилем вызывали зависть и восторг у современников. Он оставил значительное наследие как писатель, философ, журналист и литературный критик, но стал известен всему миру как автор рассказов об отце Брауне, католическом священнике и детективе-любителе.

Кто такой Гилберт Кит Честертон: краткая биография

Честертон родился 29 мая 1874 года в Кенсингтоне, Лондон, в обеспеченной семье. Окончил престижную школу Святого Павла, затем учился рисованию в школе при Университетском колледже Лондона. Интересно, что несмотря на свое литературное призвание, он начал свою карьеру как художник. Этот опыт наложил отпечаток на его дальнейшее творчество, придав ему особую визуальность и метафоричность. В 1901 году Честертон женился на Фрэнсис Блогг, британской поэтессе, композиторе и драматурге. Она оказала значительное влияние на творчество писателя, сгладив самые «острые углы».

«Создатель» отца Брауна впервые обратил на себя внимание публики как писатель и публицист благодаря статьям в различных журналах и газетах. Его стиль отличался глубокой иронией и умением формулировать парадоксальные мысли. В 1904 году вышел его первый роман «Наполеон Ноттингхилльский», который сразу привлек внимание читающей публики.

Но настоящую известность Честертону принесли рассказы об отце Брауне, католическом священнике и детективе-любителе. Мини-детективы отличались не только остроумными диалогами и запутанными сюжетами, но и философскими размышлениями о добре и зле.

Но сам Честертон считал себя мыслителем и часто участвовал в дебатах на самые разные темы — от религии до политики и искусства. Большинство его произведений представляет собой глубокие размышления о вере, рационализме и человеческой природе.

В 1922 году он официально перешел в католичество, что стало важнейшим событием в его жизни и еще больше углубило духовные поиски. Став убежденным католиком, он часто спорил с представителями атеистических и агностических взглядов, в первую очередь с Джорджем Бернардом Шоу и Гербертом Уэллсом.

В 1931 году Честертон принял предложение «Би-би-си» записать серию радиопередач. С 1932 года и до своей смерти он проводил более сорока эфиров в год. Писатель общался с аудиторией в непринужденной манере благодаря импровизациям и помощи по ходу сценариев. На записи ему помогали супруга и личный секретарь. Передачи пользовались огромной популярностью.

В конце жизни Честертон получил звание рыцаря-командора звезды ордена Святого Григория Великого от папы римского Пия XI. После смерти писателя честертоновское общество ратовало за его канонизацию, но предложение было отклонено. Причиной стало то, что Честертон не пользовался репутацией святого, в его жизни не было явных признаков святости и к тому же существовали подозрения в его антисемитизме.

Писатель скончался 14 июня 1936 года, оставив после себя огромное творческое наследие — более 80 романов, пьес и сборников, сотни рассказов и статей. Его произведения продолжают оказывать влияние на современную литературу и философию, а у детективов об отце Брауне до сих пор масса поклонников, в том числе благодаря многочисленным экранизациям.

Отец Браун

Первые рассказы об отце Брауне вышли в 1911 году и сразу завоевали сердца читателей своей простотой и мудростью. До смерти писатель успел выпустить 51 рассказ в пяти сборниках. Прототипом детектива-любителя в рясе стал Джон О’Коннор, католический священник, который значительно повлиял на взгляды Честертона. Он был не только духовным наставником писателя, но и его другом. Именно О’Коннор сыграл ключевую роль в обращении Честертона в католичество в 1922 году. Писатель часто восхищался его способностью видеть скрытые мотивы и истинные чувства людей.

Отец Браун — один из самых узнаваемых и уникальных персонажей в детективной литературе. В отличие от большинства сыщиков своего времени, он не стремится к славе и не использует сложные научные методы для раскрытия преступлений. Его инструментом становится глубокое знание человеческой природы. Он понимает, что зло кроется в самых обычных людях и что за внешне невинной оболочкой могут скрываться самые темные и грязные мысли.

Скромность и простота отца Брауна часто вводят в заблуждение преступников, которые недооценивают его способности. Однако именно эта простота позволяет ему легко входить в доверие к людям и раскрывать их тайны. Священник сразу начинает свои расследования с того, что пытается понять мотивы преступника, его мысли и чувства. Он задается вопросом: «Что бы я сделал на его месте?» Этот метод позволяет ему проникнуть в сознание злоумышленника и предугадать его действия.

Ключевую роль в расследованиях отца Брауна играют религиозные убеждения. Он верит, что каждый человек может быть искуплен, и часто его целью становится не только раскрытие преступления, но и спасение души преступника. Это придает рассказам Честертона глубокий моральный и философский подтекст, заставляющий читателя задуматься о природе добра и зла.

Так, в рассказе «Сапфировый крест» отец Браун раскрывает похитителя драгоценности благодаря своему знанию человеческой психологии и мотивов. Он понимает, что преступник не просто хотел завладеть крестом, но был движим внутренними противоречиями и жаждой признания. В «Тайне отца Брауна» подозреваемым становится сам священник. Но умение анализировать ситуацию и людей помогает ему не только оправдаться, но и вычислить настоящего преступника.

Другие известные книги Гилберта Честертона

В главе «Как стать безумцем» («Автобиография», 1936) автор ясно излагает свои жизненные и творческие принципы: «Когда я начал писать, я решил твердо и непреклонно бороться с декадентами и пессимистами, которые задавали тон культуре того времени». Споры с теориями и концепциями, утверждающими хаос и распад мира, бесцельность бытия и настроения «конца» и «заката», стали главным направлением творчества писателя.

Мировоззрение Честертона сводилось к тому, что все прекрасно по сравнению с небытием. Человек не должен требовать невозможного. Нужно ценить то, что уже есть. Нельзя жаловаться на несовершенство мира и самого человека, ведь это всего лишь частные проявления и не отражают суть мироздания. Благодарность миру — вот залог счастья: «Ведь жизнь как таковая дает вовсе не счастье, а лишь условия для счастья; одновременно она дает и другое — достаточно благовидных предлогов, ссылаясь на которые мы можем уклониться от благодарности судьбе и людям, а значит от счастья. Благодарность — самое сердце счастья; вычтите из счастья благодарность, и что останется? Всего-навсего благоприятные обстоятельства, не более того». Но, по мнению Честертона, современный человек утратил чувство благодарности и способность удивляться чудесам и разнообразию мира, а также забыл о его хрупкости.

«Человек, который был Четвергом» (1908)

Этот роман можно назвать одним из самых загадочных произведений Честертона. Книга рассказывает о Габриэле Сайме, поэте и детективе, который внедряется в анархистскую организацию. Роман исследует темы власти и абсурда, а также напоминает о тонкой грани между порядком и хаосом. В итоге все оказывается лишь сном.

«Ортодоксия» (1908)

Это автобиографический и одновременно философский трактат Честертона. В нем он описывает свой путь к христианству и защищает традиционные ценности. В предисловии писатель заявляет, что цель книги в том, чтобы «попытаться объяснить не то, можно ли верить, а то, как он лично пришел к вере». Книга полна остроумных наблюдений и парадоксальных утверждений, которые делают ее увлекательной для чтения и заставляют задуматься. Сам писатель считал «Ортодоксию» дополнением к другому своему произведению — «Еретики» (1905), сборнику эссе, направленных против преобладающих светских взглядов того времени.

«Шар и крест» (1909)

Роман посвящен конфликту между двумя шотландцами: католиком-якобитом Эваном Макланом и социалистом -атеистом Джеймсом Тернбуллом. Их дуэль превращается в увлекательное приключение, полное философских размышлений и сатиры. Честертон использует эту историю для исследования темы столкновения религиозного и научного мировоззрения. А первая часть романа — это дискуссия о рационализме и религии между профессором Люцифером и монахом Михаилом.

«Вечный человек» (1925)

В этой книге Честертон представляет свое видение истории человечества и места христианства в ней. Он противопоставляет эволюционные теории и материалистические взгляды с духовной точкой зрения, защищая уникальность и важность веры. Эта книга оказала огромное влияние на многих известных писателей-последователей, включая Клайва Стейплза Льюиса, автора «Хроник Нарнии».

10 ярких цитат Гилберта Честертона

  1. Библия велит нам любить наших ближних, а также — наших врагов; вероятно, потому, что по большей части это одни и те же люди.
  2. Кто не верит в Бога, тот начинает верить во все прочее.
  3. Тяжелым человеком быть легко, легким — тяжело.
  4. В человеке, который ест икру, потому что ему захотелось, больше простоты, чем в том, который ест ячменные хлопья из принципа.
  5. Если вы не поняли человека, вы не имеете права осуждать его, а если поняли, то, вполне возможно, не пожелаете этого делать.
  6. Интеллектуалы делятся на две категории: одни поклоняются интеллекту, другие им пользуются.
  7. То, что озлобляет мир, — это не избыток критики, а отсутствие самокритики.
  8. Вор уважает собственность. Он просто хочет ее присвоить, чтобы еще сильнее уважить.
  9. Победа над варварами. Эксплуатация варваров. Союз с варварами. Победа варваров. Такова судьба империи.
  10. О самом сокровенном рассказывают только совершенно чужим людям.

Ранее мы рассказали о нераскрытых тайнах великого английского драматурга Уильяма Шекспира.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...