Top.Mail.Ru
«Не отдам и за миллион». Ноябрьская художница Елена Зорина о своих картинах | Ямал-Медиа
0°C
Салехард
24 мая 2022, 15:35

«Не отдам и за миллион». Ноябрьская художница Елена Зорина о своих картинах

В каких случаях черное лучше белого, когда зрительское возмущение картиной — это хорошо, и можно ли за три дня стать художником? Об этом в эксклюзивном интервью журналистам «Ямал-Медиа» рассказала Елена Зорина, член Союза художников России, руководитель творческой мастерской в Ноябрьске. Самые важные и интересные моменты беседы — в нашем обзоре.

В Музейном ресурсном центре Ноябрьска прошла персональная выставка Елены Зориной. До этого картины побывали в Тюмени и Салехарде, но именно событие в родном городе стало для нее самым волнительным.

Ведь ей хотелось произвести впечатление на земляков, многие из которых знают ее лично. Художник и делает свою работу, чтобы произвести впечатление на зрителя, оставить его неравнодушным, рассказала Елена. Картина должна вызвать какую-то эмоцию, любую — от восхищения до возмущения, от радостного умиления и до печали.

Если зритель прошел мимо картины с явным равнодушием: «Ну, мило», — это все: иди, стреляйся. Мило значит никак.

Елена Зорина

художник

Картина должна чем-то затронуть зрителя, напомнить ему моменты его жизни. Причем эмоции, настроение, заложенные автором в работу, могут и не совпасть с его реакцией — зритель, может, к примеру, рассмеяться при виде картины, хотя художник ничего веселого или смешного в ней не предполагал.

Черное и белое

Большинство картин Елены написаны на черном фоне. Белый, считает художница — это пустота, отсутствие информации, а у черного — много смыслов: черная дыра, ночь, темный подвал… Темный фон хорошо организует пространство. Но таким работам требуется хорошее освещение на выставках — без него они тускнеют.

Фото: «Ямал-Медиа»
Фото: «Ямал-Медиа»

Хороший художник — голодный художник

Фото: «Ямал-Медиа»
Фото: «Ямал-Медиа»

Ван Гог продал за всю жизнь всего одну работу, за 400 франков, напомнила Елена. А многие художники даже никому не показывают свои картины

Художник должен быть голодным, считает она. А если творец еще и несчастен — у него много философских мыслей, это то, что надо для вдохновения.

Заработать на собственном творчестве можно, если имя уже «раскручено». Таких мастеров мало. Для того, чтобы «остаться на плаву», художнику можно преподавать или работать на салон и творить для выставок в свободное время. Можно, как это делают художники в Крыму и Краснодарском крае (а среди них есть и заслуженные мастера), — рисовать портреты на набережной, зарабатывая за три летних месяца достаточно, чтобы все оставшееся время заниматься творчеством «для себя». Так в свое время поступал Никас Сафронов.

Подобным образом зарабатывала и сама Елена Зорина. К примеру, однажды ее попросили вписать изображение заказчика в репродукцию конного портрета князя Юсупова кисти В.Серова. Такие вещи, конечно же, считает она, заказывают либо люди с манией величия, либо родственники, желающие сделать шуточный подарок.

Продавать свои картины как горячие пирожки — не каждый может и далеко не каждый хочет. Если продать все свои картины в погоне за сиюминутным — не останется картин для выставки. Для Елены некоторые из написанных ею работ — как дети, и она не желает отдавать их никому. Порой она их даже не выставляет, чтобы не было соблазна уступить посетившему вернисаж покупателю.

«Начать писать шедевры через три дня». Что не так в российском художественном образовании

Фото: «Ямал-Медиа»
Фото: «Ямал-Медиа»

Елена недовольна качеством обучения в доучилищных учебных заведениях. Она считает, что в них не всегда учат тому, что нужно. По ее образному сравнению, пришедших из них детей приходится «выстругивать», как делал это Папа Карло, превращая полено в Буратино.

Человек не может поступить в Литературный институт, не зная алфавита, отметила Елена. Но почему-то в художественный вуз человек может прийти, ничего не зная, хотя и неплохо рисуя. Перспектива, основные законы композиции, выразительные средства, характер направленности движений, — это азы, алфавит художественного мастерства.

При этом Елена пытается подарить своим ученикам удовольствие от процесса, если оно есть — результат не так уж важен, считает она. Сначала удовольствие — потом правила, которых нужно придерживаться, работая над любой картиной.

В интернете можно встретить рекламу курсов, которая обещает научить рисовать за три дня, продолжила перечислять проблемы художественного образования Елена. Причем порой выясняется, что в группе будет учиться человек пятьдесят, а стоит такое обучение десятки тысяч рублей. Елена Зорина считает это мошенничеством.

Да, под руководством хорошего преподавателя даже неопытному ученику можно за один день написать приличную картину. Но это нужно сделать еще раз сто, чтобы в голове создались и закрепились соответствующие нейронные связи.

Наши краски — ярче

Фото: «Ямал-Медиа»
Фото: «Ямал-Медиа»

Санкции, наложенные на нашу страну западными странами, вряд ли отразятся на российских художниках, отметила Елена.

Все необходимые им инструменты и материалы производятся в нашей стране. К примеру, отличные краски делает «Невская палитра», завод в Подольске выпускает инструменты, заслуживают покупки и китайские кисти.

Продукция западных производителей, таких как «Рембрандт» — дорогая и ничем не лучше нашей. Елена вспомнила, что как-то, приехав в Вену, она покупала в магазине российские кисти — свои она забыла дома.

Российские художники потеряли возможность выезжать за границу на выставки и творческие семинары. Елена не видит проблемы и в этом. Если у человека есть свой внутренний мир, отметила художница — он может творить, даже сидя в деревне. Она напомнила слова одного из известных художников — тот сказал, что мог бы всю жизнь рисовать угол собственного дома. И каждый раз создать шедевр.

Полную версию интервью смотрите на нашем канале VK-видео.

Самые актуальные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».

Читайте нас в

Загрузка...