Россияне отказываются от наличных. Привычка к онлайн-шопингу появилась в пандемию
О снижении покупательской активности россиян в конце прошлого года заявили специалисты онлайн-сервиса «МойСклад», изучив данные более 13 тыс. розничных магазинов в регионах. Самое большое падание, по их данным, произошло в Нижегородской области (на 28%), на 26,7% — на Ставрополье и в Белгороде, на 26,4% — в Самарской области, сообщили «Известия».
Представители Wildberries, «Самоката» и Ozon заявили изданию, что в декабре прошлого года они, наоборот, зафиксировали рост покупок. В Wildberries уточнили, что у них в компании самый большой спрос был на бижутерию, продажи которой выросли на 235% к аналогичному периоду 2020 года. Пользователи покупали много товаров для животных, компьютеры и ноутбуки, косметику, парфюмерию и продукты.
В Ozon тоже отметили рост заказов на продукты питание, автотовары, подарочные сертификаты, товары для зимних видов спорта. Пользователи «Самоката» стали чаще заказывать готовую еду, косметику, мясную гастрономию и зоотовары.
Самые популярные покупки
Вместе с тем, по данным исследования одного из российских банков, в прошлом году количество покупок в офлайн-магазинах выросло на 49% по сравнению с 2020 годом, сообщил ТАСС. По мнению экспертов, крупные покупки продуктов и товаров россияне предпочитают делать онлайн с доставкой. А небольшие покупки им удобнее делать в магазинах рядом с домом.
Самыми популярными для онлайн-трат в 2021 году стали магазины одежды, обуви и аксессуаров. На втором месте — фуд-ритейл. Замыкает тройку — такси. В обычные магазины россияне, как правило, ходят за продуктами, еще одна популярная офлайн-покупка — фастфуд. Несмотря на возможность заказа еды онлайн, россияне тратят деньги в кафе и ресторанах. Это — еще одно популярная офлайн-трата.
По данным международной платежной системы Visa, 29% россиян уже полностью отказались от наличных. Это больше, чем в целом по миру (16%), сообщила Lenta.ru. Эксперты предположили, что это во многом обусловлено с привычкой чаще выбирать безналичную оплату, которая появилась за время пандемии у 39% опрошенных.
Еще 35% респондентов заявили, что планируют чаще использовать безналичный расчет в этом году. Почти 36% участников опроса сообщили, что уже перестали ходить в магазины, где нельзя расплачиваться картой.
Правила безопасного онлайн-шопинга
Пандемия повлияла не только на перераспределение покупательского спроса, но и на тренды преступности. Мошенники стали чаще обманывать россиян в Сети. Чтобы делать покупки онлайн без риска, следует обращать внимание на рекомендации специалистов в сфере интернет-безопасности.
Руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов в беседе с «Ямал-Медиа» указал на то, что основной схемой кибермошенников является распространение фишинговых ссылок. Это ссылки, которые имитируют официальные сайты магазинов и банков. Аналитик посоветовал пользователям внимательно смотреть, по каким ссылкам они переходят и перепроверять их.
Юрист, специалист по защите прав потребителей Яна Бондаренко отметила, что сайт также следует проверить сайт на наличие полного наименования компании и организационно-правовой формы. Там должны быть ИНН и основной государственный регистрационный номер юрлица или индивидуального предпринимателя. По нему на сайте налоговой можно уточнить информацию про компанию.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».