Маркетплейсам прописали новые условия работы. Как это скажется на продавцах и ценах
«Известия»: Минпромторг сформировал ограничения по работе маркетплейсов
Какие ограничения для маркетплейсов предлагает Минпромторг
Весной отношения между маркетплейстами и продавцами накалились. Партнеры Wildberries дважды активно выступали из-за неблагоприятных условий работы. Некоторые пункты выдачи закрывались, а руководству компании пришлось отменить более 10 тысяч некорректных штрафов. Ситуацию удалось уладить, но проблемы отрасли стали еще более очевидны.
В Минпромторге сочли, что отрасль с триллионными оборотами необходимо регулировать. Ведомство обозначило ограничения работы маркетплейсов, которые оно будет обсуждать с агрегаторами, сообщила газета «Известия».
- Одно из предложений — зафиксировать определение маркетплейсов и интернет-магазинов в законодательстве. Часть положений можно заимствовать из закона «О защите прав потребителей», технического регламента ЕАЭС и других нормативных документов.
- Минпромторг предлагает запретить крупным агрегаторам с оборотом более 200 миллиардов самим продавать товары. Это создает препятствия для здоровой конкуренции между площадками и независимыми продавцами, тем более за продвижение товаров отвечают маркетплейсы. В ведомстве объяснили: существующие законы запрещают управляющим компаниям рынков торговать, а маркетплейсы — это, по сути, онлайн-рынки.
- Еще одно требование — запретить агрегаторам менять правила в отношении продавцов чаще, чем, к примеру, раз в полгода. В Минпромторге отметили, что маркетплейсы зачастую очень быстро вводят новые требования, а это неоправданно.
Маркетплейсы выступили против ограничений
В Ozon выразили мнение, что предложенные Минпромторгом новшества негативно скажутся на всех участниках рынка. В компании подчеркнули: онлайн-торговля важна с социальной и экономической точек зрения, потому что она стимулирует малый и средний бизнес, дает доступ к широкому ассортименту товаров даже в отдаленных регионах.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов обратил внимания, что определение агрегатора уже закреплено в законе «О защите прав потребителей». То есть регулирование сферы уже есть.
«Требование ограничить собственные продажи площадок противоречит свободе предпринимательства. Товарные предложения от маркетплейсов — это желание обеспечить максимальный выбор продукции, не допустить товарных ям».
Артем Соколов
президент Ассоциации компаний интернет-торговли
Кому выгодно регулирование
В «Опоре России» отметили, что для многих производителей маркетплейсы — единственный канал сбыта. Из-за этого продавцы попадают в зависимость от торговых площадок, так что отрасли точно требуется регулирование.
«Особенно остро в урегулировании нуждается возможность агрегаторов самостоятельно и произвольно изменять условия соглашений с партнерами, такая ситуация приводит к доминирующему положению маркетплейсов над партнерами».
Вячеслав Косаков
управляющий партнер Novator Legal Group
Также стоит вопрос ответственности маркетплейса перед потребителем. Сейчас к торговым площадкам нельзя предъявить претензии по качеству товара, ответственности лежит на продавцах, хотя те не всегда виноваты, например, в повреждении товара при доставке. В то же время законодательное регулирование может привести к подорожанию товаров, а это негативно отразится на потребителях.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».