http://Top.Mail.Ru
Советская красавица: как «Волга» завоевала любовь публики и сохранила ее спустя годы | Ямал-Медиа
16 октября 2021, 09:12

Советская красавица: как «Волга» завоевала любовь публики и сохранила ее спустя годы

В 2021 году исполнилось 65 лет со дня выхода первого серийного автомобиля ГАЗ-М21, также известного, как знаменитая «Волга». Ее снимали в кино, на ней ездили знаменитости, но не каждый мог себе ее позволить. Об истории создания культового автомобиля — материале «Ямал-Медиа».

История создания

К концу сороковых годов популярная тогда «Победа» стала устаревать. Специалисты Научно-исследовательского автомобильного института (НАМИ) попытались было модернизировать ее, но ни один проект не одобрили. Тогда инженеры начали разработку принципиально нового авто. Им стал знаменитый ГАЗ-М21 — мечта многих советских водителей «Волга».

Разрабатывать машину начали в 1953 году под руководством Александра Михайловича Невзорова, а ее первый опытный образец появился всего через год. Уже к 1955 году были созданы три прототипа, а в 1956 году начался условный старт производства «Волги». Условный потому, что на тот момент было собрано всего пять серийных машин. Массовое производство автомобиля через год.

Разработка дизайна автомобиля — один из первых случаев в истории отечественного автопрома, когда был применен конкурсный подход. Над внешностью автомобиля работали две группы: Лев Еремеев руководил разработкой «Волги», а английский дизайнер Джон Уильямс возглавлял проект «Звезда».

Работа англичанина была хороша, но далека от советских реалий, чего не скажешь о работе Еремеева. При создании проекта дизайнер изучал последние модные тенденции автомобильной индустрии, благодаря чему получился актуальный проект. Яркий цвет, новомодные линии кузова, обилие хрома и фигурка оленя на капоте стали отличительными чертами новинки.

С дизайном машины связана интересная история. Рассказывают, что когда модель показывали маршалу Георгию Жукову, он раскритиковал облицовку радиатора, которая напомнила ему «акулий оскал». Конечно, после таких слов решетку с вертикальными прорезями заменили на известную публике решетку с горизонтальными брусьями и звездой. Именно такие модели сейчас имеют наибольшую ценность.

Техническое оснащение

Споры о главном источнике вдохновения Еремеева ведутся до сих пор — визуально автомобиль имеет сходство с Ford Mainline. Но в действительности сходство у них только внешнее. «Волга» стала одной из первых советских легковых автомобилей с автоматической коробкой передач. Реализовать это полноценно не удалось — инновация была сложна не только в производстве, но и в обслуживании.

«Были случаи, когда недовольные люди приезжали на завод и требовали, чтобы у них сняли эту коробку и поставили обычную, как на большинстве автомобилей», — рассказал Максим Кудаков, главный редактор журнала «За рулем».

В итоге было создано всего несколько сотен таких машин — от семисот до тысячи по разным оценкам. В остальном новинка индустрии не отличалась инновациями. Из числа характеристик выделить можно систему централизованной смазки, которая оказалась неудачной и постоянно выходила из строя, оставляя под автомобилем масляные пятна. Кроме того, на Ford ставили более мощные моторы, а у «Волги» изначально был старый мотор предшественницы «Победы», который заменили спустя время.

«В деталях это совсем другая машина, но какие-то дизайнерские решения, концептуальные идеи, были подсмотрены. В общем-то, это касается, наверное, всего нашего автопрома», — добавил Кудаков.

Культовый статус

Со временем за машиной закрепился элитарный имидж. Несмотря на то, что по классу она была ниже представительских «Чаек», на ней ездили Юрий Гагарин, Владимир Высоцкий и другие знаменитости. Сейчас машина первого космонавта храниться в музее на его родине в Смоленской области.

Так называемые универсалы не поступали в свободную продажу, это были в основном либо такси, либо медицинские машины. Обладателем одного из немногих универсалов был Юрий Никулин. По словам Кудакова, его машину и номера знали все московские гаишники и если останавливали, то только чтобы познакомиться с народным артистом.

«Волга» снималась в фильмах, особенный успех к ней пришел после выхода кинофильма «Берегись автомобиля». Тогда «Волгу» стали романтизировать, сделав из нее едва ли не объект культа. Идеализировать машину еще больше начали значительно позже, в постсоветскую эпоху ностальгии по СССР. На момент выпуска она была скорее просто автомобилем, который хотелось купить.

С самого начала обладание «Волгой» было статусным, «народным» этот автомобиль никогда не был. Многие граждане не могли позволить себе такую покупку. Даже если простой советский рабочий собирал нужную сумму, это не значило, что он купит автомобиль. Он вставал в очередь.

Для народа «Волга» была всем, потому что больше народ ничего не видел. Мечтать об автомобилях таких как «Чайка» было бессмысленно, поэтому можно было чисто гипотетически мечтать о «Волге». Гипотетически, потому что ее хотя бы можно было купить

Максим Кудаков

главный редактор журнала «За рулем»

Преувеличена история и про то, что «Волгу» наградили дипломом на выставке в Брюсселе. По словам Кудакова, на самом деле ее скорее отметили как участника выставки, дипломы там выдавались самым разным изделиям разных стран. То есть, «Волга» там ничего не выиграла, а была отмечена, не более.

Мифы и легенды

Черные ГАЗ-М21 в СССР не продавались — на них ездили чиновники. Зато про машины этого цвета придумали немало мифов и легенд. В том числе, за рубежом — в Польше и Монголии. В них говорилось о черной «Волге» с белыми вставками, на которой злоумышленники похищали людей, а детей особенно. По разным версиям, владельцами автомобиля были священники, вампиры, сатанисты или даже сам сатана.

Городские истории собрал в монографии «Black Volga»: Child Abduction Urban Legends in Poland and Russia польский фольклорист Дионизиуш Чубала. «Священник приехал на черной Волге в один дом. Из машины вышла монашка и попросила ребенка показать ей дорогу. Ребенок сел в машину, и машина уехала. Через два дня ребенка нашли мертвым под мостом в Мысловице. Доктор обнаружил, что у девочки забрали всю кровь», — рассказывается в одной из польских легенд.

Модификации

Поскольку «Волга» оказалась коммерчески успешной, ее старались всячески модифицировать под самые разные нужды. Насчитывается около 30 модификаций, включая таксомоторные, грузопассажирские, дизельные и даже «тропические». Стоит отметить изменения в окраске машин. Изначально все ГАЗ-21 были однотонными, а позже, из-за появившейся моды, машины стали красить в два цвета.

Хотели, что называется, по-модному, но что это на самом деле было? Машину красили на конвейере в один цвет, потом заклеивали бумагой переходы и красили вторым цветом. Для завода это была головная боль, поэтому когда эта мода то ли прошла, то ли ее намеренно свернули, завод вздохнул с облегчением

Максим Кудаков

главный редактор журнала «За рулем»

Также известно про «китайскую сестру» именитой машины. В 1959 году китайские власти постановили полностью имитировать «Волгу». На основе ее технической документации была создана Dongfanghong BJ760, именуемая также «Алеет Восток». Массовым автомобиль не стал — отношения между СССР и Китаем стали портиться. Желая «не допустить буржуазный образ жизни», производство было остановлено, а поддержка СССР прекращена. Всего было произведено 238 экземпляров.

«Волга» и современность

Последний ГАЗ-М21 сошел с конвейера 15 июля 1970 года, всего было выпущено около 639 тысяч этих машин. «Волга» долгие годы была пределом мечтаний советского человека и сохраняет популярность у автолюбителей до сих пор.

Коллекционеры устроили настоящую охоту за раритетными ГАЗ-21 с оригинальными деталями и в хорошем состоянии. Стоимость таких экземпляров доходит до 3 миллионов рублей. Цены на машины, которые эксплуатировались, гораздо скромнее. В зависимости от степени сохранности автомобиля, можно отыскать «Волгу» даже за 50 тысяч рублей.

«Волга» запомнилась народу, как гордость страны и недостижимая мечта. Поэтому большинство людей покупают «Волгу» для души, ностальгируя по советскому прошлому. Когда заветная мечта сбывается, машины с любовью реставрируют и берегут.

Автор текста: Алина Сотникова


Загрузка...