Арктика голосует досрочно. Иногда и под присмотром белых медведей
На Ямале продолжается досрочное голосование. Шестьсот летных часов - именно столько понадобится членам избиркома, чтобы побывать на самых отдаленных территориях. На сегодняшний день уже проголосовали почти 5 с половиной тысяч человек. Спецборт с избирательной комиссией Ямальского района побывал на острове Белый. Максим Крячко с подробностями.
По пути на остров Белый борт залетает на Сабетту. Газовый гигант тоже готовится к выборам. 13 сентября здесь начнётся досрочное голосование. По последним данным, на Сабетте работает порядка 15 тысяч потенциальных избирателей. Члены комиссии привезли самое необходимое ширмы, урны и информационные плакаты.
Светлана Гулакова - председатель ТИК Ямальского района: «Сюда мы можем попасть только воздушным транспортом, во-вторых, это единовременное пребывание большого числа граждан не имеющих регистрации на территории района, комиссия будет работать здесь 6 дней, две комиссии по семь человек».
Без дозаправки вертолет с комиссией отправляется на край земли. Пересекаем пролив Малыгина. И вот он- остров Белый. Нас встречает хозяин этих мест- белый медведь. Тут их более 15 особей. Вспугнув хищника борт уходит на посадку. Сотрудники метеостанции, а это 4 метеоролога, уже готовы к голосованию.
Игорь Горелик - заместитель председателя ИК ЯНАО: «Избирательная комиссия прибыла сюда, чтобы они смогли реализовать свое право. Как бы далеко они не находились есть у нас еще станции на Мара-Сале и на реке Полуй, и туда тоже придут избирательные комиссии для того, чтобы граждане России могли реализовать свое право».
Эти люди голосуют за развитие науки, за глубокое изучение Арктики. Природные явления, мерзлота, животный мир, экология. России нужны арктические проекты, но, без науки как известно, никуда.
Метеоролог: «Это нужно обязательно для всей нашей большой Родины».
Метеоролог: «Я считаю, что каждый должен проголосовать. Чтобы было видно, кто хочет какую власть. Я так считаю».
Пока метеорологи голосовали, белый медведь проявил большой интерес к прилетевшим гостям. И, видимо, тоже захотел оставить свой след в истории. Правда, на его пути встал Боцман- знаменитый погонщик белых хищников.
Загрузив первые бюллетени командир МИ-8 запускает турбины. Дальше по маршруту самое северное стойбище Ямала. Члены избирательной комиссии, они же, по совместительству, проводники долго изучают карту чтобы найти в тундре одиноко стоящий чум. На счету каждая минута. Переносная ширма, прозрачный чемоданчик и мобильный участок готов к голосованию. Оно проходит прямо под открытым небом.
Вот и еще два голоса в копилке избиркома. И, вот таких – кочующих - поселений в районе много. Очередное стойбище. Члены избирательной комиссии, как бойцы спецназа, работают быстро и аккуратно.
Члены избиркома: «Прежде чем принять решение, ознакомьтесь с информацией, которая есть на ширме, хорошо?»
Оленеводы без спешки и суеты изучают кандидатов- одномандатников и ищут свою партию в главном бюллетене страны: они голосуют за господдержку оленеводства, и модернизацию касланий.
Оленевод: «Перемены то видны в каждом стойбище «Ямахи» стоят, снегоходы. Раньше такого не было, навигаторы вот эти, вот».
Оленевод: «Ну, надо же проголосовать, думаю может, что-то будет продвигаться, жизнь идет вперед».
По соседству работает еще один тип избирателей, попадающих в категорию досрочников - геологоразведчики. Здесь, на Северо-Тамбейском месторождении, они изучают потенциал ямальских недр. Геологи с паспортами в руках выстраиваются в очередь, как за зарплатой, даже ночная смена проснулась.
Корреспондент: «Насколько важны выборы для вас и что ожидаете от них?»
Геологоразведчик: «Не знаю, наверное, изменения в лучшую сторону».
Геологоразведчик: «Ну, для меня важны, словами Маяковского, «поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
В итоге, после 12 часов полета вертолет садится на базе - в урне более 130 бюллетеней. Уже завтра выборный борт снова, как говорится, 'станет на винт'.
Максим Крячко – корреспондент: «Для досрочного голосования на Ямале в этом году было выделено 600 летных часов, средняя скорость вертолета 200 километров в час, для того чтобы собрать 22 тысячи голосов, нашим летчикам и членам комиссии предстоит сделать еще как минимум два оборота вокруг Земли».