Экономические и этносохраняющие грани оленеводства сегодня обсуждали в Заксобрании
Оленеводство вновь в центре внимания исполнителей, законодателей, общественников. В профильном комитете окружного Заксобрания обсудили предложения в «дорожную карту». Бесспорным остается только вопрос увеличения убоев. В остальном есть противоречия, которые устраняют сообща, чтобы с одной стороны сохранить экономику, с другой - национальную составляющую. О вариантах решения проблемы - Галина Чечикова.
Поголовье растет, пастбищ не хватает. Впроголодь олени долго не протянут, они уже в весе теряют, подмечают и в высоких кабинетах, и в суровой тундре.
Сергей Сэротэтто - один оленеводов-частников, который готов пустить на убой часть своего стада. Не спорят о цивилизованной сдаче - только на забойных комплексах. Тундровики готовы следовать букве законе. Но взамен требуют своевременных расчетов и увеличения стоимости.
Инна Сотруева - директор департамента по делам КМНС ЯНАО: «Никто не говорит о том, что я пойду забью и где-то реализую, все согласны с этим правилом, но одно из условий - повышение стоимости забойной продукции».
В проекте дорожной карты этот вопрос обозначен отдельно. Пока не определены источники финансирования. Возможно, часть нагрузки возьмет бюджет, часть - инвесторы высокотехнологичных производств. Глубокая переработка если не панацея, то рациональное решение, говорят специалисты. Сегодня есть семьи, где количество оленей превышает и две тысячи голов, тогда как по предварительным подсчетам, чтобы семья могла полноценно существовать, на одного члена вполне достаточно и 110 голов.
Сергей Ямкин - председатель ЗС ЯНАО: «Но надо понимать, если это два взрослых человека - это двести десять. Их очень сложно выпасать, тут должна быть какая-то градация, т.е. на семью примерно 300-400 голов».
'Дорожная карта' - некий промежуточный этап до принятия концепции оленеводства. И документ вовсе не для чиновников. Именно поэтому, в очередной раз, за одним столом исполнители, законодатели, общественники, оленеводы. Единая стратегия общими усилиями, чтобы целый народ не оказался на грани оседлости. Наряду с экономическими показателями в ней рассматривают и национальный компонент.
Марат Абдрахманов - председатель комитета ЗС ЯНАО: «Ненцы живут для того, чтобы пасти оленей, а не пасут для того, чтобы жить, поэтому стыки экономические и этносохраняющие мы должны найти. Это такая тонкая грань».
К проблеме уже привлекли науку и ученые заявили, по сравнению с первой третью прошлого века, высота лишайников сегодня сократилась вдвое. И составляет не более двух сантиметров.
Сколько ямальские олени смогут продержаться на ней и должны сказать ученые. Сейчас они исследуют полуостров Ямал и к концу года озвучат последние данные. далее последует Гыдан. А вообще научный компонент станет обязательным в дорожной карте, чтобы ученые смогли достоверно сказать - сколько ямальским пастбищам необходимо отдыхать. По предварительным данным - не менее 15 лет.