Энергия Арктики-2016. Подводим итоги года
Небо, земля, вода. Все три природные стихии задействовал в этом году Ямал при развитии инфраструктуры округа. Галина Чечикова вспомнила, какие самолеты покорили ямальское небо и ледоколы спустили на воду. Итак, инфраструктурные проекты в нашей традиционной рубрике 'Итоги года'.
'Энергия Арктики'. Проект не сходил с языка и информационной повестки. Губернатор упоминал о нем при каждом удобном случае. После вспышки сибирской язвы - с удвоенной силой. ЧП наглядно показало необходимость строительства дороги для оперативного реагирования. Ну, это редкость. Северный широтный ход нужен для ускорения освоения арктических месторождений и развития нефтепереработки. Во второй половине года главу региона услышали в РЖД.
Дмитрий Кобылкин - губернатор ЯНАО: «В ближайшее время госкомпания направит концессионную заявку в правительство РФ и таким образом Севширход станет первой концессионной железной дорогой в современной России. Параллельно частный инвестор проектирует ж/д ветку Бованенково-Сабетта, которая соединит транспортную систему России с Северным морским путем».
В сторону Севморпути в этом году поплыли верфи Северо-Запада. Со стапелей Балтийского завода как санки с горы под собственным весом спустили 'Арктику' размером с девятиэтажку. Выкрашенный в необычные цвета, ледокол еще и образец внедрения инновационных технологий в российском судостроении. В успехе предприятия были большие сомнения. При строительстве первого подобного гиганта в новейшей истории, пришлось начинать с азов советского судостроения. Давно забытый опыт оживил ямальский заказ.
Сергей Кириенко - генеральный директор 'Росатом': «Под этот ледокол уже заключены контракты, почему мы и ждем, что нам УСК его выдаст вовремя в строй ледоколов Росатомфлота. Мы в 2018 году должны на нем обеспечивать вывоз сжиженного газа с Ямал-СПГ».
В планах еще два аналогичных ледокола. С ними Ямал легко сломает любые ледовые заторы, обеспечив бесперебойные поставки по Севморпути. Нашему пути, подчеркнул глава региона. Ледоколы - полное воплощение отечественных конструкций и мыслей, полету которых в этом году не было предела. В Салехард успешно прилетело шесть российских суперджетов. Первый - с медвежьей мордой на хвосте - авторская задумка губернатора, который также первым оценил комфорт. Особенно порадовали места для ручной клади, можно и лыжи сложить.
Дмитрий Кобылкин - губернатор ЯНАО: «Рейсы если делают на курорты, за рубеж, большая проблема, когда народ летит с большим багажом, очень тяжело».
В ямальских планах есть и полеты за границу. Но пока суперджет пустили по наиболее востребованным летним направлениям. Таким образом, при поддержке президента, Ямал стал пилотным регионом по переводу авиапарка на российские самолеты, освободив авиакомпанию от обременительных лизинговых платежей в долларах.
Василий Крюк - генеральный директор АТК 'Ямал': «Все лизинговые платежи - это рублевые эквиваленты, т.е. мы платим в рублях, следовательно, не подвержены колебанию доллара, мы можем формировать стабильную экономику, стабильные цены, которые будут в течение года-двух работать спокойно».
С небес на землю в этом году Ямал спустился в районе Коротчаево, начав реконструкцию одного из важнейших транспортных узлов на Ямале. Железнодорожная станция - самый крупный работодатель в поселке. Более 50 тысяч тонн газового конденсата и других грузов каждый месяц отправляют отсюда 150 человек. Продолжилось строительство дороги Салехард-Надым и портовой инфраструктуры в Сабетте. Совсем чуть-чуть и до строительства моста через Обь - главного тормоза в движении по северному широтному ходу.
Дмитрий Кобылкин - губернатор ЯНАО: «Как нас заверяют и РЖД, и Минсвязи - в 2018 году мы забьем первую сваю и начнем строить».
Мост - федеральная часть стройки. Частные инвесторы свои обязательства уже подтвердили. Интерес к проекту проявили даже теплолюбивые арабские шейхи, корейцы, сейчас идут переговоры с японцами. И проект 'Энергия Арктики' зазвучал на разных языках.