В Петербурге идёт проектирование уникального ледокола
Увеличить скорость прохода по Севморпути в 5 раз. В Санкт-Петербурге идет проектирование нового атомного мегаледокола длиной в 200 метров. Он призван открыть для танкеров-гигантов круглогодичный путь на азиатские рынки через самые прочные льды. О том, как проектируют уникальное судно - Виталий Зуев.
Технический проект атомного ледокола-лидера в Крыловском государственном научном центре подготовили уже примерно на треть. Лидером его называют, потому что он гораздо больше любых предшественников, и мощностью 120 мегаватт, то есть вдвое мощнее, чем новая «Арктика» - атомный ледокол, который спустили на воду в июне, сейчас достраивают на Балтийском заводе в Петербурге. Лидер пока только проектируют - четвертый год.
Виталий Зуев – корреспондент: «Свои главные испытания модели будущего атомного ледокола проходят в ледовом бассейне. Здесь проверяют то, как суда преодолевают лед».
Сейчас здесь работы не ведутся, а модель судна в масштабе один к сорока поднята из воды. Так выглядит окончательная версия обводов корпуса.
Валерий Беляшов - главный конструктор ФГУП «Крыловский государственный научный центр»: «Нос, форштевень ледокола и носовая оконечность, они имеют такую клинообразную наклонную форму и обеспечивают разрушение льда изгибом под весом корпуса судна».
Обломки льда - их называют «сектора» рядами уходят под корпус движущегося судна. Цель - конструкторов, чтобы льдины всплывали и уходили в стороны как можно раньше - не встречаясь с винтами.
Сперва Крыловский центр совместно с ЦКб «Айсберг» сделал концептуальный проект - тогда выбирали между 3 и 4 валами. В числе прочего выяснилось - если делать три, то при той же мощности нужно увеличить размер лопастей, а это уже не под силу промышленности.
Мелочей здесь не бывает. К примеру, на первом ледоколе «Арктика» еще в 70ые от сильных вибраций поначалу отлетала космическая антенна. Над решением комплекса задач бьются полторы сотни опытных конструкторов.
Валерий Беляшов - главный конструктор ФГУП «Крыловский государственный научный центр»: «Когда работают радары и другие электронные средства, они могут повлиять на работу даже атомного реактора. Поэтому таким образом проверяется, расставляется оборудование, чтобы оказывать минимальное воздействие как на технику, так и на людей».
Строить его будут в Петербурге или Северодвинске - так предполагают конструкторы. Построечная стоимость может достичь 80 миллиардов рублей в нынешних ценах, а сдача судна возможна в 2023 году. Это будет уже не только обновление арктического флота, а настоящий прорыв в Азию.
Олег Тимофеев - зам. генерального директора по судостроению ФГУП «Крыловский государственный научный центр»: «Чтобы Северный морской путь был рентабельным и приносил доход, прежде всего, Российской Федерации, необходимо его проходить примерно за 15 суток. Поэтому если обычный термин ледопроходимость подразумевает максимальную толщину льда, которую ледокол преодолевает на скорости в 2 узла, то здесь задана двухметровая толщина льда, которую ледокол должен преодолевать на скорости десять узлов».
С этой скоростью - примерно 33 километра в час лидер сможет проводить караван из 5-6 судов поистине гигантских для Севморпути размеров - например, танкеров типа Афрамакс, длиной 250 метров ледового класса Арк 6. Такие грузовые суда также потребуется построить.
Олег Тимофеев - зам. генерального директора по судостроению ФГУП «Крыловский государственный научный центр»: «Нам обязательно надо срочно приступить для начала к проектированию больших танкеров, балкеров, контейнеровозов, которые могли бы ходить за этим ледоколом».
В итоге должна получиться транспортная система в восточной части российской Арктики, а новый атомный ледокол-лидер - стать ее главной составляющей.