Блокадный Ленинград. Как спасали любимый город?
В Северной столице в эти дни вспоминают как город жил в годы блокады. Например, как ленинградцы спасали теплолюбивые растения оранжерей Ботанического сада. Несмотря на суровые зимы, значительную часть коллекции удалось сохранить. Какие из тропических растений оказались самыми стойкими, и чем был полезен Ботанический сад жителям самого осажденного города в сюжете из Петербурга.
Накануне годовщины снятия блокады Ленинграда в оранжереях Ботанического сада для школьников проводят экскурсии. Они несколько отличаются от обычных: рассказывают о том, как в войну пытались защитить теплолюбивые растения. Некоторые отмечены георгиевскими ленточками.
Алла Капелян - ведущий агроном Ботанического сада им. Комарова РАН: «Была сильнейшая бомбежка, то есть в одночасье встала котельная, электричество, нужно было срочно что-то, что могли унести. В основном старались уносить, конечно, небольшие растения. Но большие растения какие-то пытались в подвалы, домой уносили, постепенно что-то погибало и там».
Из-за взрыва бомбы оранжереи в один миг лишились большинства стекол и это в двадцатиградусный мороз. На конструкциях еще заметны повреждения от осколков.
Виталий Зуев – корреспондент: «Этот экземпляр саговника отогнутого - один из старожилов оранжереи. Ему больше 150 лет. Пережить блокаду ему удалось благодаря компактным размерам и способности накапливать питательные вещества».
Родина этого растения - субтропики Юго-восточной Азии. А этот необычный лесной кактус из Америки и вовсе рекордсмен. Легендарная «Царица ночи» здесь появилась почти двести лет назад, за это время случилось два разрушительных наводнения, революции и блокада - ей все нипочем. Правда по существу такой кактус клонирует сам себя: отпочковывается. Крупные единичные растения менее устойчивы, но и их удалось сохранить благодаря титаническим усилиям преданных своему делу сотрудников, а здесь оставались женщины и пожилые.
Алла Капелян - ведущий агроном Ботанического сада им. В. Комарова РАН: «Нам наладили небольшую оранжерейку, где топили все-таки чуть-чуть, поэтому смогли что-то. Банан кстати сохранили, корневище».
Бананы в отличие от фиников здесь, на 60-й параллели вызревают неплохо, как и столь же экзотичные какао-бобы или папайя. Правда, в блокадных условиях они быстро гибли и не могли быть подспорьем даже теоретически. Некоторые виды кактусов после обработки, кстати, пригодны в пищу, но в городе, умиравшем от голода их, тем не менее, не тронули, хотели сохранить. Зато к весне здесь подготовили большое количество рассады, например, капусту чтобы высадить в городских парках и вообще на любом свободном клочке земли. Интересно, что в блокаду в Ботаническом саду обратились к изначальной идее аптекарского огорода и заготовили для больниц 350 килограммов высушенных лекарственных трав, и даже выделили новый антибиотик из лишайника.