У среднего бизнеса большие планы на сжиженный газ
Между тем, российские специалисты создают новые технологии не только в масштабах глобальных проектов типа «ЯМАЛ СПГ» и «Арктик». Как и где можно применять попутный газ изучают и на небольших предприятиях. Мы побывали на одном из них, в Санкт-Петербурге.
Александр Народницкий - владелец крупной инжиниринговой компании в Санкт-Петербурге. Почти 20 лет он собирает по России и странам СНГ инновационные технологии и рационализаторские разработки в промышленности и занимается их внедрением. Спектр его профессиональных интересов самый широкий, в последние несколько лет в компании взялись за продвижение технологий, связанных с применением СПГ в различных отраслях. Тема оказалась очень перспективная.
Компанией реализован собственный проект по переводу речного судна на двухтопливный режим. Это означает, что применяется и дизель, и газ. При этом соотношение использования дизельного топлива и газомоторного 30 на 70. Метан хранится прямо на борту в сжиженном состоянии, что уменьшает его объем в 600 раз.
Проект для России уникальный и был реализован впервые. При его разработке специалистами было создано порядка 10 эксклюзивных технологий, которые уже запатентованы. За рубежом тема перевода различных видов транспорта на газ находится в топе. К этому обязывают и экономические реалии, и современные экологические стандарты. В некоторых странах наладили и серийное производство техники на газе. Например, в Китае собирают такие грузовики, они уже появились и на российских дорогах. Есть разработки, связанные с переводом на газ морских судов. И это тоже требование времени. Например, в европейские порты Балтийского моря разрешен заход кораблям на экологически чистом топливе, СПГ является здесь наиболее перспективной технологией. При этом тарифы на обслуживание судов, не выполняющих требование, в несколько раз выше. В России в 2013 году было принято постановление правительства России о переводе общественного транспорта на газ. Пока, по оценкам специалистов, процесс идет небыстро. Финансовые трудности заставили многие компании отложить этот вопрос, что называется, до лучших времен.
При этом технологий, в том числе отечественных, для более активного применения газа в различных отраслях хватает. Например, строительство мини-заводов по производству СПГ мощностью от 1 до 10 тонн в час. Их, кстати, можно использовать как для производства моторного топлива, так и для коммунальных нужд. Отельеры Турции несколько лет назад стали оборудовать комплексы энергетическими газопоршневыми установками и хранилищами СПГ. Это позволяет эффективно и без вреда для экологии компенсировать энергетические провалы, которые случаются на побережье в высокий сезон. По мнению специалистов, это тема актуальна и для России, особенно для небольших населенных пунктов, расположенных в труднодоступных районах. В том числе и на Крайнем Севере.
В Перми и Екатеринбурге есть демонстрационные площадки, где установлены и запущены мини-заводы по производству СПГ. Но это единичный опыт, который широкого распространения пока не получил. Что вызывает у специалистов только сожаление.
Россия пока в вопросе применения технологий на основе СПГ в роли догоняющего. Но специалисты убеждены, это только пока. Время и прогресс в самом ближайшем будущем кардинально изменят ситуацию.