Новые стандарты безопасности. Грозит ли Ямалу коллапс детских автобусных перевозок?
С 1 января 2017 года в России вступили в силу поправки в ПДД, согласно которым, возраст автобусов для организованной перевозки детей не должен превышать 10 лет. Однако почти сразу нововведение было решено отсрочить на полгода. Уж слишком велик процент изношенных автобусов в стране. Поменять их так скоро - сложно. Наш специальный корреспондент Елена Лысикова попыталась выяснить: грозит ли Ямалу коллапс детских автобусных перевозок? И насколько они безопасны сегодня? Специальный репортаж программы.
Спортивной походкой. На улице ветер и минус тридцать. Но, это не тренировка. Подростки идут вдоль загородной трассы. Их прогулка вынужденная. Много лет юных спортсменов развозил собственный автобус. Вот уже два месяца воспитанникам лыжной школы олимпийского резерва Салехарда приходится добираться до загородной базы самим.
Михаил Небогатиков - директор СДЮШОР г. Салехард: «Сейчас ужесточились требования к перевозке детей. Поэтому, тот автобус, который был у нас в спортшколе, требует ремонта, во-вторых, приведения к новым требованиям».
Одни из последних правил - они были введены ещё в 2013 году - автобусы, перевозящие детей, должны быть оснащены системой ГЛОНАСС, тахографом и удерживающими устройствами. С нехитрыми новшествами справились все. Вопрос, как и сегодня, повисает в воздухе.
Виктория Редькина - генеральный директор компании по установке навигационного оборудования: «К сожалению, большинство перевозчиков, даже не касаясь детей и опасных грузов, они пользовались постольку-поскольку».
Между тем, система слежения ГЛОНАСС вполне реально работает на безопасность людей. С помощью нее легко отслеживать маршрут, скоростной режим и даже допущенные нарушения транспортного средства.
Чтобы реально работать с такой системой, в каждой организации нужны специалисты.
Виктория Редькина - генеральный директор компании по установке навигационного оборудования: «Обычно это минимум 3-4 рабочих места».
На выполнение пункта правил номер три - о недопущении перевозки детей автобусами старше 10 лет - государство дало дополнительных полгода.
Перебои в работе этих автобусов буквально могут лишить возможности учиться несколько сотен детей. В отдаленных поселках школьные автобусы не роскошь, а острая необходимость.
Александр Алисеевич- директор МБОУ 'Ямальская школа-интернат им. В.Давыдова' п. Яр-Сале: «В день мы перевозим порядка 600 детей поселковых. Автобусы курсируют ежедневно. Есть расписание. Помимо этого мы возим детей на третий час физкультуры в бассейн».
Между тем, десятилетний срок эксплуатации сразу двух школьных автобусов должен закончиться в мае этого года. И с этой проблемой столкнутся не только в Яр-Сале. Так, в перевозке детей в Новом Уренгое сегодня задействованы 14 автобусов. Половина из них отметит десятилетие в 2018 году. Совсем остаться без транспорта грозит детям-инвалидам, маленьким жителям отдаленных микрорайонов Уралец и МК. Всего в этом году в рейс не смогут выйти 16 автобусов, принадлежащих ямальским школам. При этом закупить по федеральной программе планируется лишь пять.
Сергей Бойченко - первый заместитель директора департамента образования ЯНАО: «Вот этот дефицит определенный существует. Это будет за счет перестройки логистики. Один автобус будет делать не один, а два рейса».
Вкладывать бюджетные деньги на покупку новых автобусов для детей округ не спешит. Свою принципиальную позицию окружной Департамент объясняет просто.
Сергей Бойченко - первый заместитель директора департамента образования ЯНАО: «Школа должна учить, больница должна лечить, а перевозками должны заниматься специализированные автотранспортные организации».
Новая тенденция налицо. Сегодня в округе из 130 школьных автобусов уже половина - принадлежит муниципальным АТП, треть - в частных руках, и лишь четверть - собственность школ.
В новоуренгойских 'Сибирских медведях' занимается более 500 детей. Спортзал расположен на окраине города, поэтому ежедневно будущих чемпионов собирает и развозит по домам арендованный автобус. Так гораздо проще, считает директор спортшколы.
Гульнара Ташбабаева - директор СДЮШОР 'Сибирские медведи', г. Новый Уренгой: «Мы заключаем непосредственный контракт по перевозке детей - спортсменов. Мы работаем с ними на протяжении 3- 4 лет, и он полностью соответствует всем требованиям, которые подлежат новым правилам».
А вот найти автобус для разовой перевозки детей, к примеру, на экскурсию, не всегда просто. Требования к перевозке большие, а штрафы довольно существенные - на владельцев транспорта сумма доходит до 100 тысяч рублей. Особенно строго следят за автобусами, выезжающими за пределы населенных пунктов.
Если можно, лучше автобусных перевозок вообще избежать, считают педагоги на юге Ямала. Это не мешает одной из ноябрьских школ восточных единоборств выезжать на соревнования не реже двух раз в месяц.
Дмитрий Ткаченко - тренер СДЮШОР г. Ноябрьск: «Всё привязывается к железной дороге. Потому что, на данный момент - это самый безопасный вид транспорта».
А в лыжной школе Салехарда сегодня не так многолюдно. Кому-то со спортом пока пришлось завязать. Возможность возить детей загород есть не у всех родителей. Дети постарше ежедневно проделывают до лыжной базы не простой путь - полчаса на маршрутке, затем почти километр вдоль трассы и ожидание на остановке. Директор утверждает, ездить на не соответствующем новым правилам автобусе гораздо опасней.
Михаил Небогатиков - директор СДЮШОР г. Салехард: «Если выбирать между тренировочным процессом и здоровьем детей, я выберу второе».
Автобус, обещает Михаил Небогатиков, у детей будет. Сейчас решается вопрос с его арендой.