Салехардский школьник в Петербурге представил научную работу о ямальской воронке
Тайны появления воронок на Ямале решил приоткрыть салехардский школьник Олег Белецан. Свою теорию он представил на международной научной конференции «Сахаровские чтения». Они состоялись накануне дня рождения Нобелевского лауреата в Санкт-Петербурге, и собрали лучших юных физиков, химиков, биологов со всей страны. На защите проекта побывала и наша съёмочная группа.
В чём связь появления озер с воронками с точки зрения законов физики? Как газ прорывает двадцатиметровый мерзлотный слой, по своим свойствам не уступающий горным породам? Чтобы ответить на эти вопросы у юного физика Олега Белецана из Салехарда ушло несколько недель.
Олег Белецан - участник XXVII МНКШ «Сахаровские чтения»: «Взрыва не было, а был выброс газа в форме кумулятивной струи. Это можно рассмотреть с простого бытового примера - мы струю воды направим на лёд и вымоется во льду отверстие, то же самое происходит у нас с газом - газ вымывает толщу мерзлоты».
Над загадкой ямальской черной дыры до сих пор спорят ученые. Она удивляет большой глубиной и слишком правильными, ровными краями. Но теория школьника из Салехарда, организаторам конкурса, показалась весьма любопытной. Поэтому и пригласили ямальца озвучить ее перед масштабной аудиторией. Попасть на 'Сахаровские чтения' - большая удача. Лишь две трети работ проходят отбор.
Михаил Иванов - зам. председателя оргкомитета конференции «Сахаровские чтения»: «Важно, что человек вообще взялся за исследования. Вот сама по себе поддержка этого в молодых людях, она гораздо важнее, чем ранжирование этих работ, кто лучше, кто хуже».
Олегу пришлось конкурировать с двумя десятками начинающих физиков со всей страны и зарубежья. Одни предлагали свои методы обнаружения внесолнечных планет. Другие выясняли, о чём поют тибетские чаши. Работа юного ямальского физика была удостоена специального диплома «За выбор темы». А её автор Олег Белецан стал лауреатом. И хотя «Сахаровские чтения» конференция школьников, он давно ценится в кругу именитых ученых. Именно здесь работы школьников становятся темами их будущих диссертаций и научных трудов.