Ученые разработали ледостойкую платформу для Арктики
В научно-исследовательском институте Арктики и Антарктики в Петербурге разработали необычную, ледостойкую платформу. В условиях глобального потепления она должна заменить в Арктике станции типа «Северный полюс». Подробности проекта узнал Григорий Ожегов.
Этот профильный институт с 1920 года ведет исследования на Северном морском пути и в Арктических морях. Первая дрейфующая станция в Советском Союзе «СП-1» - это тоже их проект, ведь наблюдения в высоких широтах оказались очень информативными для науки и прикладных нужд. В нынешнее время проблема исследований в Арктике с помощью дрейфующих станций стала очевидной из-за потепления и отсутствия подходящего льда. Установить лагерь и жилые блоки на льдине стало слишком опасно. Крайняя по времени станция «СП-40» была эвакуирована как раз из-за трещины льдины.
Владимир Соколов - начальник высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ: «Когда мы уже искали льдину для 40-ой станции, мы понимали, что уже нет шансов впоследствии что-то найти. Мы понимали, что льды уменьшились в 2-3 раза по толщине и найти надежную платформу будет крайне сложно».
Оптимальным выходом из ситуации оказался опыт норвежского исследователя Нансена, который успешно провел в самом конце 19-го века 3-летнюю экспедицию в Арктике и вморозил свое судно «Фрам» во льды с целью дрейфа.
Владимир Соколов - начальник высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ: «С проблемой поиска ледяных полей мы столкнулись еще в 2004 и 2005 году. И тогда у директора Арктического института Ивана Евгеньевича Фролова появилась идея: все-таки пойти по пути Нансена, по пути «Фрама» - создать специализированное судно».
Судно разработали сотрудники Арктического и Антарктического НИИ. Сейчас этот проект находится еще в самом начале, но уже понятны будущие характеристики. Это будет платформа, которая обладает необходимой ледостойкостью и имеет специальный корпус, способный выдерживать экстремальные сжатия. Оно будет вморожено в лед и станет дрейфовать с учеными через все льды Арктики.
Владимир Соколов - начальник высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ: «Современное судно со всеми необходимыми научными приборами и бытом, которое может обеспечить работу успешную для большого коллектива. Будет экипаж из 14-ти человек, 40 человек научного персонала».
Запаса продуктов и топлива должно хватить на 2,5 года. Экипажи и ученых можно буде сменять самолетом или ледоколом. В комфортных условиях, которых не было никогда прежде, научные сотрудники смогут вести важнейшие наблюдения. Это будет уникальный проект, который под силу реализовать только крупным державам.