http://Top.Mail.Ru
В Петербурге открылась выставка американской художницы Лорен Хартман | Ямал-Медиа
22 августа 2017, 17:08 (обновлено: 30 июня 2021, 07:30)

В Петербурге открылась выставка американской художницы Лорен Хартман

В Петербурге открылась выставка американской художницы Лорен Хартман

В Санкт-Петербурге в Музее Арктики и Антарктики открылась выставка, посвященная творчеству американской художницы Лорен Хартман. Ее работы на шелке дополнились уникальными предметами из запасников самого музея, которые были представлены впервые. Подробнее Григорий Ожегов.

Григорий Ожегов – корреспондент: «Главной темой творчества Лорен Хартман является проникновение в еще необитаемые и необжитые уголки Арктики. А главный вопрос, который она задает: «Имеют ли право люди ради извлечения прибыли влиять на исконную чистоту природы заполярья?».

В полотнах художницы используется шелк. Она вышивает на нем свои произведения. Здесь шелк - это нетронутая природа Арктики, которую человек протыкает иглой. Игла в данном случае - это образ вмешательства и воздействия на экосистему. Однако Хартман не осуждает, она лишь дискутирует на тему грамотного природопользования. Даже в полотнах с помощью иглы, нити и шелка она создает новый образ - некую новую реальность арктической территории, где человек и техника стали уже привычными элементами пейзажа. Как реагировать на дальнейшую экспансию людей в необжитые и суровые снежные края? Как будет взаимодействовать цивилизация с нетронутым миром?

Вероника Захарова - научный консультант экспозиционного отдела РГМАА: «Художницу волнует проблема вот этого взаимодействия. Возможно, будут рождаться и какие-то новые формы и замечательные, но с другой стороны, возможно, это приведет к катастрофе».  

Пока художественная дискуссия на эту тему еще далека от завершения. Но Лорен продолжает вышивать свои полотна, чтобы напомнить о хрупкости природы Арктики. Однако еще в начале прошлого века сам человек был хрупок перед стихией Заполярья. Тому примеры экспедиций, многие из которых заканчивались либо ничем, либо той же катастрофой. Поэтому на стендах рядом с полотнами лежат уникальные личные предметы экспедиции Циглера.

Вероника Захарова - научный консультант экспозиционного отдела РГМАА: «Художница, видимо, посчитала интересным показать как начиналось романтическое знакомство западного человека и Арктики и что мы имеем сейчас: какую проблему, когда уже западная цивилизация достаточно глубоко в Арктику проникла».

Две экспедиции американского миллионера Уильяма Циглера прошли почти безрезультатно. Их задача была достигнуть Северного Полюса. Первая вообще не смогла выйти на маршрут и зимовала на Земле Франца-Иосифа, а вторая сделала все же несколько вылазок, но тоже отказалась от дальнейшего пути. Свое снаряжение и припасы американцы оставили следующим желающим штурмовать Полюс и покинули Арктику. Позже среди сохранившегося имущества нашлось очень много предметов музейной ценности. Даже визитка руководителя второй экспедиции Циглера - Энтони Фиала и многое другое.

Григорий Ожегов – корреспондент: «Это уникальный экспонат - чековая книжка полярной экспедиции Циглера. В 1936 году советские полярники привезли ее в музей с Земли Франца-Иосифа. До этой выставки в таком количестве предметы той экспедиции еще не выставлялись. Они еще даже не изучались и не прошли инвентаризацию».

Предметы из экспедиции прошлого века, вышивка на шелке современной художницы - это напоминание о конце романтического покорения Арктики. Сейчас задача, по мнению Лорен Хартман, более сложная найти компромисс и сохранить ее первозданность. 


Загрузка...