Ямальские школьники выходят в финал научного конкурса
Как расчистить ямальские реки и зарядить телефоны в тундре? Ямальские школьники представили свои изобретения и исследования на крупнейшем Балтийском научно-инженерном конкурсе. В финал пробились 5 проектов, в основном из Тазовского. О том, чем будущие инженеры и ученые удивляют жюри - в материале Виталия Зуева.
Ученики Тазовской средней школы Анатолий Гринберг и Эльза Салиндер на конкурс в Петербург привезли образец мобильной мини-ГЭС, над которой несколько лет работала команда школьников. Их внимательно слушают члены жюри.
Юные изобретатели: «Вода разделяется на 4 потока, энергия воды превращается в механическую энергию турбины».
Это легкое благодаря пенопласту устройство позволит за счет энергии даже небольших ручьев заряжать телефоны в тундре - на это потребуется по их словам до 3 часов. На демонстрационном образце о выработке электричества сигнализируют светодиоды.
Анатолий Гринберг - ученик Тазовской средней общеобразовательной школы: «Она позволяет зарядить аккумулятор любой 12-вольтовый, его можно поставить, на нем питаются и машины, и бураны, и всё».
Школьники говорят, что проблема экологически чистых автономных источников актуальна для оленеводов, особенно летом, когда они уходят далеко от населенных пунктов.
Эльза Салиндер - ученица Тазовской средней общеобразовательной школы: «На самом деле я ненка и у меня родственники очень многие этим интересуются и даже незнакомые люди, им все равно очень интересно».
Эта разработка - одна из более чем 4 сотен представленных на финале Балтийского научно-инженерного конкурса. Здесь ученые и предприниматели оценивают идеи школьников в разных областях знаний.
Виталий Зуев – корреспондент: «Вот прототип автомата для сортировки мусора. его разработчики из Челябинска предлагают устанавливать подобные в общественных местах. по ряду показателей он определяет стекло, металл, бумагу и пластик и отправляет тару в соответствующий накопитель. Раздельный сбор мусора проще, когда вкалывают роботы, а не человек.
Ямал здесь представляют в основном школьники из Тазовского. Восьмиклассник Никита Макаренко придумал, как расчистить фарватеры ямальских рек - многие из них сильно мелеют летом. 10-метровый роторный ковш и два мотор-колеса от БЕЛАЗа обойдутся дешевле земснарядов, подсчитал изобретатель.
Никита Макаренко - ученик Тазовской средней общеобразовательной школы: «Он эффективнее тем, что за один заход он может расчищать большую территорию».
Модель уже испытали - но на земле, с сухим песком.
Валерий Золотаревич - член жюри конкурса, доцент университета ИТМО: «Предложение использовать двигатели колеса-моторы, они экономически обоснованы и тоже это понравилось в качестве идеи. Сама проработка, конечно, работы желает еще дальнейшего, лучшего».
Ямальских школьников интересует не только техника, но и природа. Одни выяснили, почему деградируют термокарстовые озера округа, другие и из-за чего именно происходят просадки грунта.
Валерия Андриенко - ученица Тазовской средней общеобразовательной школы: «На эту саму эрозию в большем случае влияет концентрация стоков с крыш зданий, а также то, что в нашем поселке нет канализации и все отходы, водостоки, они все стекают в грунт, из-за этого у нас съезжают в поселке здания, поднимаются опоры теплотрасс».
Начинающие исследователи даже выходят за пределы округа - Анастасия Сиротина из Нового Уренгоя вместе с 4 друзьями из других регионов работала над уникальным проектом в образовательном центре «Сириус». На основе спутниковых данных школьники составили карту риска судовых разливов нефтепродуктов в российской части Черного моря. Авторы исследования изучат и ямальскую акваторию - когда появится возможность.