Чудо техники для Арктики. В Карелии испытывают новый экраноплан
Летать быстро, низко и недорого. В Арктике предлагают использовать необычные летательные аппараты - экранопланы. С образцом уникальной техники в Петрозаводске ознакомилась делегация из нашего округа. Чем экраноплан отличается от самолета и почему ему прочат арктическое будущее? Из столицы Карелии - Виталий Зуев.
Олег Волик - ген. директор экранопланостроительного объединения: «Здесь впереди двигатели стоят на балке. Даём возможность как можно больше поддува сделать под корпус. Это позволяет машину поднять, её носовая часть поднимается, тогда машина начинает двигаться быстрее,
(Корр: тут уже экран работает?)
Да, экран работает».
Экраноплан Орион-20 на льду Онежского озера готовят к очередным испытаниям. Это - не самолет и не судно, благодаря особому экранному эффекту уникальный аппарат способен лететь над ровной поверхностью на высоте нескольких метров со скоростью 250 километров в час. Взглянуть на экраноплан приехала и ямальская делегация, которая на днях посещала Карелию. Такая техника может серьезно изменить пассажирские перевозки в Арктике, считают создатели.
Олег Волик - ген. директор экранопланостроительного объединения: «Цена на эту машину, мы планируем, она должна быть ну, по крайней мере, не как самолета и не как тяжелой техники, а приближаться к автобусной цене
(Корр: это цена перевозки?)
Перевозки людей».
Экономия топлива, по сравнению с самолетом, достигает 30%. Экранопланы могут летать над арктическими акваториями круглосуточно и не зависят от ледовой обстановки. Но в шторм, конечно, не полетят.
Борттехник Игорь Тендерик, как и многие сотрудники предприятия, раньше служил в ВВС. Хотел стать пилотом, но не прошёл по здоровью. Теперь вот делится впечатлением от полета на экраноплане.
Игорь Тендерик - специалист по авиационным двигателям: «Полёт на экране - это полёт своеобразный, его ни с чем не сравнить. Если вас на плохой телеге по плохой дороге быстро-быстро везти, а потом резко оторвать, вот то же самое. Сразу куда-то тряска исчезает, и он ровненько, плавненько идет как утюг.
Виталий Зуев – корреспондент: «Внутри фюзеляж мало чем отличается от самолетного, помещается там 30 пассажиров, ну а снаружи отличий, конечно, больше: вот центроплан. С его помощью создается экранная подушка и крыло - пока в транспортном положении».
Использовать эффект экрана хотели еще советские инженеры Алексеев и Бартини, но до массового производства таких машин тогда не дошло. Сейчас главная проблема - силовая установка: двигатели надо не только, как говорится, доводить до ума, нужно еще и наладить их производство в России. А вот машина поменьше - Орион-14 на 10 пассажиров уже даже пошла на экспорт - три экраноплана уже поставили в Иран.