Северный широтный ход как локомотив российского экономического рывка
Деньги есть, необходимы правильные вложения - один из главных выводов Красноярского экономического форума. В мероприятии приняли участие 6 тысяч человек. Были высказаны мысли и идеи о работе правительства обновленного состава. Его назначение состоится после майских праздников. Кроме того, определены проекты, которые необходимо поддерживать и продвигать. Один из них реализуют на Ямале. Северный широтный ход - в безусловном государственном приоритете. Галина Чечикова - подробнее.
Галина Чечикова – корреспондент: «Вывести Россию в пятерку ведущих экономик мира. Такую задачу поставил президент и срок дал небольшой. До 2026 года. При этом потенциал огромный. Шесть тысяч участников представили инвестпроекты на 400 миллиардов долларов».
Ямальский проект и без ключа откроет любые двери, в первую очередь, морские. Северный широтный ход как локомотив потянет за собой другие проекты. По железной дороге, протяженностью 707 километров ожидается транзит грузов со всего Урала. Готовность высокая и модель удачно сложена. Государственно-частное партнерство. Концессионное соглашение уже подписано. И тем не менее, ямальская делегация в очередной раз садится за стол переговоров с федеральными чиновниками.
Дмитрий Артюхов - заместитель губернатора ЯНАО: «Параметры концессии 30-летние - это очень серьезный период, когда необходимо предусмотреть многое, сложный, на самом деле, труд сильной группы специалистов. Чем сейчас и занимается наш уважаемый концессионер - компания РЖД совместно с министерством транспорта, правительством автономного округа».
Округ свои обязательства уже подтвердил. Больше восьми миллиардов рублей направит на строительство автомобильной части моста через Обь. На переговорах форума последние сверки. Совещание около часа проходит за закрытыми дверями, открыв которые министр транспорта с оптимизмом заявляет.
Максим Соколов - министр транспорта РФ: «Все отлично, все будет хорошо. Разногласия и вопросы проработаны в достаточно высокой степени так, чтобы уже летом можно было приступить к реализации этого соглашения, подписанного соглашения».
А на месте строительства вовсю идут изыскания. Если дело пойдет как уверяет министр, уже в 2019 году на Оби станут видны очертания долгожданного объекта. А в 2020-ом регион войдет в активную стадию возведения линейной части северного широтного хода. Завершить работы планируется за три года.
Дмитрий Кобылкин - губернатор ЯНАО: «Вот эта железная дорога в будущем, конечно, станет стартом для строительства новой железной дороги, которая выведет к порту Сабетта. И когда это все произойдет - те месторождения, которые не рентабельны станут выгодны для разработки, а любая разработка - это серьезные инвестиции».
Открытые дороги приведут на Ямал в том числе зарубежных инвесторов, обеспечив выгодное партнерство и увеличение перевозок по Северному морскому пути в восемь раз к 2026 году. Именно на это нацеливает президент. Транспорт вообще - прибыльная отрасль. На один вложенный рубль - 60 рублей отдачи. Сняв дорожные ограничения, хозяин форума - Красноярск, обещает России второе место в мире по производству сурьмы, например. Проект 'Енисейская Сибирь' и еще более десятка поддержаны в рамках обсуждений. Сибирские начинания получат безусловный приоритет в господдержке, заявляет вице-премьер Аркадий Дворкович.
Аркадий Дворкович - заместитель председателя правительства РФ: «По одной простой причине, именно здесь реализуются очень крупные инфраструктурные проекты, увязанные с проектами по глубокой переработке природных ресурсов и проектов в сфере высоких технологий. Именно здесь нужно соединение усилий государства и частного бизнеса».
Однако, речь не только об эффективности, но и о доступности сетей в отдаленных регионах. В ближайшие шесть лет Россия будет вводить по 10 аэропортов в год. Малорентабельные проекты смогут рассчитывать на инфраструктурную ипотеку.
Аркадий Дворкович - заместитель председателя правительства РФ: «Через несколько дней в правительстве будет итоговое совещание, на котором должны быть подведены итоги подготовки нормативных актов, и мы пойдем вперед, начнем использовать этот инструмент».
Чтобы, как минимум 400 миллиардов долларов, заявленных на форуме в виде проектов, монетизировать в реальную прибыль. Сделав этот шаг, в планах России - увеличить вложения в инфраструктуру до трех с половиной процентов ВВП к 2035 году. И это уже серьезная заявка на лидерство.