С комфортом. На Ямал поставят новые «подушки»
Уже осенью ямальский транспортный парк пополнят два новых судна на воздушной подушке, которые строят в городе Подпорожье. Производители сосчитали, что они будут потреблять вдвое меньше топлива, чем нынешние и работать фактически круглый год. Первая машина уже вышла из цеха - смотрите эксклюзив Первого арктического.
Сразу видно: это судно проекта «Нептун-23» предназначено для именно нашего округа. Сейчас оно уже готово к испытаниям.
Виталий Зуев, корреспондент: «Новые суда на воздушной подушке, которые строят для Ямала, могут брать на борт до 22 пассажиров. Салон спроектирован специально для работы на небольших расстояниях. Конкретно это судно уже осенью будет ходить по линии Салехард-Лабытнанги».
На коротких дистанциях, говорят, достаточно и одного члена экипажа - капитана. Его рабочее место напоминает кабину автомобиля. Разве что рулем здесь поворачивают перья управления, а педали нужны для плавного изменения скорости - с их помощью лопасти винтов меняют угол.
Алексей Ветров, сборщик-испытатель: «В соответствии с требованиями речного регистра, устанавливаются здесь приборы для определения координат местонахождения, и прибор для идентификации судов АИС. Мы видим тех, кто находится в окружении ближайшем и они нас тоже видят».
По правилам российского речного регистра судно пригодно к пассажирским перевозкам - таких «подушек» вообще в России немного. Одну такую машину четверо рабочих собирают за 3 месяца. Второе судно, заказанное округом - пока готово наполовину. Сейчас хорошо видно утепление салона.
Сергей Елисеев, бригадир бригады сборщиков: «Это у нас грузовой люк. Размеры его полтора метра на метр: при необходимости грузить какие-то грузы негабаритные, холодильник, например - можно снять спокойно крышку и погрузить и опять закрыть, просто она закручивается на восьми барашках, всё».
Первое судно выходит из цеха - в середине мая в Подпорожье не по-северному жарко - под 30 градусов. Надувной киль позволяет подавать разное давление на разные борта, создавая крен - это резко повышает маневренность судна. Теперь ему предстоят испытания - сперва 30 часов работы двигателей на разных режимах, затем только выход на воду. А вот тюменская «подушка» - того же проекта уже готова и легко идет к реке от предприятия по проселочной дороге. Свирь - судоходная река с гидроэлектростанциями. Класс Р позволяет новым машинам безопасно ходить при волне не выше метра 20, и ветре до 12 метров секунду.
Юрий Проценко, зам. директора, конструктор судостроительной компании: «Если раньше суда ходили только когда твердый лед становился, то эти суда могут ходить и по открытой воде, по плавающему льду, пожалуйста».
Габариты «Нептуна» привязаны к размерам контейнера, не более 12 метров - для удобной доставки.
Юрий Проценко, зам. директора, конструктор судостроительной компании: «Сроки сдачи до сентября, поэтому до сентября он их получит. То есть я думаю, что второе судно мы закончим в июле, получим документы на него, пройдем испытания и месяц на доставку еще, наверное, уйдет».
Запас хода ямальского судна 400 километров - на предприятии планируют показать его в дни международного экономического форума в Петербурге - и пойдут туда, разумеется, по воде - своим ходом.