Отходы - в доходы. Готов ли к этому Ямал?
Из жилищной в коммунальную с 1 января 2019 года перейдет услуга по утилизации отходов. За формальной, на первый взгляд, перестановкой стоит колоссальная реформа отрасли, которая в России, пожалуй, не проводилась ни разу за последние 80 лет. Новая схема предполагает кардинально иной подход к отходам. По сути, речь идёт о полном отказе от свалок и полигонов в пользу переработки мусора. Сейчас в регионах идут последние приготовления. На этой неделе в Минприроде сверили часы. За полгода до времени 'Ч' мы попытались выяснить, готов ли округ перейти на новые рельсы в утилизации отходов.
Это один из 11 ямальских полигонов ТБО. Официальная площадка для сбора мусора есть в каждом крупном муниципалитете округа. Вместе с несанкционированными свалками, которых в регионе даже больше, общая площадь мусорных отходов составляет несколько квадратных километров. Однако совсем скоро могут потребоваться новые.
Валерий Нужный, начальник сортировочного цеха МУП 'Уренгойское городское хозяйство': «Карта по нашим прогнозам должна была закончиться, но мы её на год продлили».
Остановить бедствие должен новый федеральный закон. Он предполагает качественно иную схему обращения с отходами. Она должна заработать с 1 января 2019 года.
Сергей Донской, и.о. министра природных ресурсов РФ: «Коллеги, здесь ответственность на регионах будет максимальная. И отвечать придется по полной программе».
Подготовка к реформе в стране началась давно. В большинстве субъектов, как отметил министр, подготовлены собственные программы и выбраны региональные операторы. Именно им предстоит упорядочить всю работу с бытовыми отходами - от сбора до переработки мусора. По результатам конкурса регоператором на Ямале стало предприятие 'Инновационные технологии' из Тарко-Сале.
Сергей Шевченко, генеральный директор 'Инновационные технологии': «У нас есть программа долгосрочная. Рассчитана на несколько лет. Мы будем привлекать деньги в банке. Будем сами вкладываться. Бизнес подразумевает извлечение прибыли. И будем строить это».
Главная идея реформы - избавиться от полигонов и весь мусор пустить в переработку. Чтобы она состоялась на Ямале, достроить предстоит порядка сотни объектов. Это потребует миллиарды рублей. Часть средств готов предоставить округ. Не обойтись отрасли и без частных инвестиций. Сергей Шевченко уверен, отходы можно превратить в доходы.
Сергей Шевченко, генеральный директор 'Инновационные технологии': «Сортировку можно развить как отрасль. Т. е. если будет рассортировано сырье, сырьевая база, то появятся новые предприятия, которые будут перерабатывать это сырье. И не будет необходимости везти это куда-то в Пермь, в Екатеринбург. Это можно делать на территории».
Этот новоуренгойский сортировочный цех в будущей схеме обращения с отходами должен стать одним из опорных. Сегодня он реально спасает перегруженные полигоны от закрытия. Ежегодно сюда поступает чуть более 30 тонн мусора. При проходной мощности в 40. С переходом на новую схему потребуется расширение. Но, это далеко не главная проблема предприятия, говорит директор Уренгойского городского хозяйства.
Юлия Гарибова, директор МУП 'Уренгойское городское хозяйство': «Проблема в первичной сортировке. На стадии выброса, когда мы кладем свой мусор в ведро и начинаем его сортировать».
В прошлом году впервые в новоуренгойских дворах появились первые 10 контейнеров для раздельного сбора мусора. Сейчас их более 40, есть в Коротчаево и Лимбяяхе. Но, не везде новшество прижилось. Прививку мусорной культуры, считает Юлия Гарибова, делать необходимо ещё в детстве. От новой реформы коммунальщики ждут и понятного ценообразования на сырье.
Юлия Гарибова, директор МУП 'Уренгойское городское хозяйство': «Чтоб мы не бегали, не искали у кого дороже, у кого дешевле, чтоб мы знали - вот принимает компания, что пластиковая бутылка стоит 23 рубля за кг. и т.д.».
Объекты сортировки и переработки мусора сегодня действуют в Ноябрьске, Новом Уренгое и Тарко-Сале. В отличие от восточной части округа, на западе Ямала объекты обращения с отходами практически отсутствуют.
Шурышкарский район станет одним из первопроходцев по сбору и утилизации бытового мусора. Пилотный проект стартует в Мужах, Овгорте и Горках. Там подготовлены три площадки, на которых установлены пресс-компакторы и контейнеры для хранения ТБО. Отходы будут копить, сортировать и в дальнейшем увозить на сортировочный комплекс в Салехард.
Андрей Глухих, начальник управления ЖКХ, транспорта, связи и эксплуатации дорог Шурышкарского района: «Затраты, которые будут связаны с транспортировкой, раздельным сбором, ну и, соответственно, со сдачей его на переработку мусора уже будет утверждаться региональному оператору. И все это оборудование и площадки перейдут к нему».
Жители отдаленных районов опасаются, что расплачиваться за эту недешёвую схему транспортировки мусора придется им. Расчет тарифов и затрат на осуществление реформы в округе пока не завершён. Но, по словам руководства профильного ведомства, новшества не должны лечь большим бременем на ямальцев.
Елена Мальчевская, заместитель директора Департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ: «И Губернатор и Правительство примут необходимые социальные решения, чтобы не повысить больше объемы затрат. Скорее всего, будет компенсация тарифов, как по всем другим видам коммунальных услуг».
В ближайшем будущем региональному оператору предстоит оформить отношения с перевозчиками мусора и владельцами полигонов. Он же будет собирать плату с населения. До сих пор договор на утилизацию мусора жители заключали с управляющими компаниями. Те, в свою очередь, с организацией по вывозу мусора и владельцем полигона ТБО. Однако найти взаимопонимание с управляющими компаниями, которые предпочитают не показывать свои нынешние затраты на эту услугу, говорит Сергей Шевченко, пока сложно.
Богдан Возный, директор управляющей компании: «Если глубоко понимаете данный момент, то немножко залезаете в нашу коммерческую тайну».
Коммерческой тайной директор одной из салехардских управляющих компаний называет маржу, которую они получают сегодня с жителей за вывоз мусора. Самые предусмотрительные успели еще до начала действия реформы перевести эти рубли из жилищной в коммунальную. Их потери от новшеств будут минимальными.
Богдан Возный, директор управляющей компании: «Абсолютно ничего не потеряли, думаю, еще и выиграли. Потому что, дельта недоплаты уйдет к региональному оператору. Появится кредиторка перед населением у них. Ради Бога, работайте. Это всё ваше будет. Спасибо, нам не надо».
Перестраивать мусорную отрасль мешают вечная мерзлота и труднодоступная схема. Реализовывать реформу арктическим регионам сегодня сложнее, чем другим. Свои предложения Ямал наряду с рядом северных регионов уже отправил в Минприроды. В нынешней ситуации, говорит Сергей Шевченко, на создание новой схемы обращения с отходами на Ямале, потребуется не менее 5 лет.
Сергей Шевченко, представитель регионального оператора: «Я думаю, что через какой-то период времени создадим город сад на Ямале».