Хранители памяти. Библиотеки будущего - какие они?
Посещать библиотеки, похоже, снова входит в моду. Они переживают сегодня период трансформации, переставая быть простыми «хранилищами книг». Лучшие из них преобразовываются в качественно новые пространства, вбирая черты культурных центров, коворкингов и анти-кафе. Всероссийский день библиотек – одна из дат этой недели. Сегодня библиотеки есть не то, что в городе, почти в каждом ямальском посёлке. Но вопрос, как вернуть туда читателя, стоит остро. Наш корреспондент Евстолия Таранда прошлась по современным московским библиотекам и, кажется, нашла секрет их притяжения книголюбов.
Зал на 100 мест, вмещает и больше, если на творческую встречу приходит человек-легенда. Директор библиотеки вспоминает, здесь бывали Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко, Владимир Хотиненко и Андрей Кончаловский.
Екатерина Хохлова - директор библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна: «Приходят люди с конкретными просьбами, не могли бы вы организовать встречу с режиссёром, мы хотели бы посмотреть такой-то фильм. Мы стараемся по мере возможность выполнять».
В библиотеке киноискусства имени Сергея Эйзенштейна проходят выставки мультипликаторов, режиссеров, художников по костюмам. Фильмы здесь показывают с согласия правообладателя.
Екатерина Хохлова - директор библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна: «Просят денег за это? Редко, но просят. Как правило, нам идут навстречу».
Фонд библиотеки собирается с 1934 года. Сейчас на его полках 130 тысяч экземпляров - книги, журналы, открытки и фотографии.
Екатерина Хохлова - директор библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна: «Это - единственно, может быть, место в Москве и в стране, где мы стараемся сохранить интерес не только к литературе, но именно к литературе по кино. Мы стараемся, чтобы кинематограф оставался по-прежнему великим искусством».
Атмосфера - это главное, считают в библиотеке имени Федора Михайловича Достоевского. Она - одна из 12, вошедших в эксперимент по обновлению столичных библиотек. Плотный ряд пыльных стеллажей, задернутые шторы и хмурый персонал остались в прошлом. То, что сейчас там все по-другому, заметно уже снаружи. Открытость - её главный нынешний концепт. Места в читальном зале расположены напротив друг друга, так людям легче знакомиться. Сегодня библиотека Достоевского - популярное место среди студентов и школьников, но заглядывают и пенсионеры, к которым здесь - особое доверие. Правило выдачи книг, не больше трёх в руки, на людей пожилого возраста не распространяется.
Александр Батищев - администратор библиотеки №19 имени Ф.М. Достоевского: «У бабулек уже толстенные формуляры, которые сами представляют собой книгу, там видно, что человек регулярно ходит, ходит давно и, скорее всего, ходить не перестанет, и живёт на соседней улице, почему бы нет».
Свою аудиторию собирают здесь кинопоказы, лекции и собрания литературных кружков. А этим летом, для удобства, столы вынесут на улицу, где устроят читальный зал.
Книги из библиотеки имени Ленина нельзя брать на дом. Читать их можно сколько угодно - в зале со знаменитыми зелёными настольными лампами. Многие помнят их по фильму 'Москва слезам не верит', одна из героинь картины искала в читальном зале жениха, никто не запрещает делать это и сейчас. Между тем, за последние 20 лет, здесь изменилось не только название. Но, и внутренняя начинка.
Ольга Серова - заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки: «Здесь можно общаться, есть Wi-Fi, здесь собираются по интересам, приходят, в шахматы играют, есть возможность, как раз, в коммуникации. Библиотеки остались единственными местами, которые бесплатные, в отличие от других мест культуры».
'Ленинка'- самая большая библиотека Европы. По книжным фондам занимает второе место в мире. В Национальной библиотеке- 46 миллионов книг.
Ольга Серова - заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки: «Обычно мы говорим, что если все книжки выстроить в ряд, то это будет дальше, чем Санкт-Петербург».
В библиотеке хранятся издания на 367 языках народов мира. Здесь можно найти ценные рукописные книги (их называют книги-памятники, например, Архангельское Евангелие, написанное в 1092) и современные издания со всех концов света, в том числе, в электронном виде.
Ольга Серова - заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки: «Мы не покупаем сами оригиналы, а покупаем доступ, это делается на календарный год и понятно, что у национальной библиотеки больше средств, чем в других библиотеках. Мы покупаем порядка 2,5 миллионов названий в год, доступ к таким изданиям».
Сотрудники библиотеки уже привыкли, что работая с книгой, читатели могут и вздремнуть. Тишина к этому располагает. До закрытия их никто будить не будет. И это тоже её несомненный плюс.