Полный вперед. Обская-Салехард-Надым – приоритет в Севширходе
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства по реализации проекта 'Северный широтный ход'. Механизм - концессионное соглашение. Оно будет заключено с одноименной компанией, которая займется строительством дороги «Обская – Салехард – Надым». Галина Чечикова - подробнее.
Изыскатели вышли на берег Оби, когда в коридорах власти еще шли переговоры. Долгие и сложные. Порой, казалось, опускаются руки, зато головы работали. Чтобы сдвинуть проект, регион снизил федеральный транш. И дело пошло. Это стало ясно во время закладки памятной капсулы в основание моста через Обь. Мероприятие прошло с федеральным участием. И строители, что называется, развернулись в полную силу. Не так давно их работу оценили главы Ямала и Тюмени - Дмитрий Артюхов и Александр Моор, в очередной раз, подчеркнув - дорога нужна и важна. Вопрос, казалось давно решен: согласованы основные параметры, определены инвесторы, подтвержден грузопоток. Не хватало лишь главной визы. Ее поставил премьер Дмитрий Медведев, дав 'полный вперед' стройке века, протяженностью 707 километров. Из распоряжения правительства: за 'Газпромом' - ввод линии 'Надым-Пангоды', РЖД в ответе за участок «Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги», включая реконструкцию станции Обская и линии «Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево». Один ямальский проект перевернет всю железнодорожную инфраструктуру, заявил Олег Белозеров во время церемонии закладки капсулы в основание строительства моста через Обь.
Олег Белозеров, председатель правления ОАО ' Российские железные дороги': «Предстоит реконструировать более 1800 километров российских железных дорог. Это создаст абсолютно новые условия для грузоотправителей и, конечно же, для пассажиров».
Обязательства округа в проекте - финансирование автомобильной части моста через Обь, предоставление документации и земельных участков в федеральную собственность. Глава региона уже поблагодарил руководство страны и концессионеров, для которых федеральное распоряжение - главная гарантия того, что уже после 21 года - поезда пойдут, и в финале до Сабетты дойдут.
Кирилл Истомин, политолог: «Госгарантия, да, о том, что ваши инвестиции, они будут поддержаны в любом случае. Можно говорить, что лоббистская работа успешная и будет примером для будущих руководителей, для других регионов».
Северный широтный ход - проект длинный, но крайне необходимый и не только Крайнему Северу. Сделав порт Сабетта многопрофильным, он по- полной загрузит Севморпуть, как поручает президент. Огромный Урал получит 'второе дыхание', неустанно повторяют региональные власти. Сегодня новость стала ведущей во всех таблоидах. Субъект-донор получил федеральную поддержку. И это только 'первая ласточка', убеждены маститые политологи.
Дмитрий Орлов, политолог:«Я думаю, что после этого инвестиционная привлекательность вообще всех проектов, которые реализуются на Ямале, она существенно вырастет».
На Ямале - несколько десятков глобальных проектов. Их общая стоимость триллион рублей. А потенциал еще больше. Насколько он будет реализован - покажет время, по прогнозам экспертов, совсем недолгое.
Новость прокомментировали и в федеральном Минтрансе. Заместитель руководителя ведомства Алан Лушников отметил, что это второе в текущем году концессионное соглашение, вслед за проектом 'Кызыл-Курагино'.
Алан Лушников, заместитель министра транспорта РФ: 'Строительство объектов Северного широтного хода, в целом, имеет серьёзный макроэкономический эффект. Обеспечение транспортной доступности месторождений углеводородов, расположенных на Ямале, существенно улучшит экономику региона, уровень жизни людей в нем. Кроме того, Севширход позволит разгрузить Свердловскую железную дорогу'.