На родном языке
Узнать верования и традиции , научиться правильно разделывать рыбу и даже петь, и танцевать, как это умеет древний северный народ ханты. В окрестностях Салехарда действует языковой лагерь. Для чего городские жители собираются практически ежедневно в чуме, и чему еще можно научиться за городом - узнала Вера Дронзикова.
За тем, как внучка Есения учит движения народного танца, Любовь Истомина любит наблюдать. Бабушка и двое внучат практически ежедневно приезжают в языковой лагерь народа ханты.
Есения Истомина: «Я научилась делать кукол, петь и танцевать».
Любовь Истомина: «Нам здесь интересно. Ребятишки не могут дождаться часа, чтобы быстрее ехать сюда. Не дождутся, когда приедем сюда, чтобы здесь пообщаться».
Мамы, папы с детьми, дяди и тети с племянниками, бабушки с внуками. Бывает, что в один день в окрестностях Салехарда, возле чума, собирается до тридцати человек. И, именно, семьями. Всё для того, чтобы хоть и несколько часов, но пожить жизнью своих предков. А главное, выучить хантыйский язык. Для организации такого досуга местная общественная национально-культурная автономия 'Пулнгават' выиграла грант в восемьдесят тысяч рублей.
Елена Рыбина - председатель правления ОО «Национально-культурная автономия хантов «Пулнгават»: «Мы проект назвали языковой лагерь, и у нас предполагалась, что мы должны были все здесь говорить на родном языке. Но сложно, сложно приходится. Дети мало слов знают. Ну а взрослые, вроде как жалеют их, что ли».
Через песни и танцы - проще погрузиться в культуру, традиции и быт коренных жителей тундры, считает организатор - Елена Рыбина. Особенно интересны детям музыкальные сценки из жизни животных.
Игнат Рыбин: «Медведь родился, головой машет туда-сюда, вот так вот так. Идет, морошку по лесу собирает». 31:48))
Пока младшие поют, старшие мальчишки учатся правильно разделывать рыбу. Мастер-класс даёт Василий Елескин. Охотничьим ножом с односторонней заточкой он быстро расправляется со щукой. Ведь по хантыйской традиции, женщины не могут прикасаться к священной рыбе.
Василий Елескин: «Если даже нет мужчины в доме, берут мальчика, он в руках держит нож, и женщина разделывает его руками».
Пока взрослые варят настоящую северную уху, без картошки, и накрывают на стол. Девочки рисуют, а мальчики тренируются в меткости. Словно бросают тынзян. Так, за игрой незаметно проходит день. Напоследок, все, кто сегодня побывал в языковом лагере, прощаются на родном языке.