Лакамбой, Ямал! Оленеводы каслают на Камчатку
Две семьи ямальских оленеводов решили перекочевать на Камчатку. Идея поделиться опытом ямальского оленеводства с камчадалами принадлежит члену Ассоциации 'Оленеводы мира' Михаилу Яру. Он же является меценатом этого переезда. Таким образом, организатор рассчитывает решить две проблемы: дать возможность каслать, потерявшим свои стада, ямальцам и восстановить оленеводство на Камчатке. В большую перекочевку первопроходцев провожала Тагна Романова.
Душа настоящего оленевода – не может жить без просторов тундры и звука топота оленьих копыт по снежному насту. В 2014, во время массового падежа, Сергей Езынги потерял всех оленей. С тех пор его не покидала надежда, возродить стадо. В мечтах, вот уже четыре года, видит Сергей, как вновь мчит его по тундре быстрая упряжка. А пока, пригласили на Камчатку, помочь местному населению возродить домашнее оленеводство.
Сергей Езынги – оленевод: «Вот мы с Яшкой первые поедем на другую землю, Камчатку. Если будет там возможность кочевать вместе с оленями, почему не попробовать. Эту идею мне подсказала Галина Матарас, научить на Камчатке людей нашему ямальскому оленеводству. Потом, мы вернёмся обратно, на Ямал и другим безоленным всё расскажем.
В далёкое каслание отправился и друг Сергея, Яков Худи. Надеется, что на новом месте будут плодородные пастбища и самое главное, возможность кочевать вместе с оленями, с семьёй, и каждый раз ставить чум на новом месте.
Яков Худи – оленевод: «Новую землю, людей увидим, как там живут. Сидя на одном месте, ничего не добьёшься. А мы оленеводы опытные – есть, что показать, чем поделиться с местными. Как ненцы кочуют».
Проводить соседей, поддержать первопроходцев пришли соседи из других чумов.
Софья Салиндер – жительница стойбища «Ерв хадыта няав», Ямальский район: «Соседи наши Сергей Езенгы и Яша Худи перекочевывают, говорят на Камчатку. Где это я даже и не представляю. Я то стара для таких путешествий. Старик мой прошедшей зимой в «мир иной перекочевал». Сын мой тоже хороший оленевод, но я не могу так далеко его отпустить. Пусть у наших соседей все будет хорошо, доброй дороги.
Семьи впервые оказавшись без оленей, испытывают растерянность. Сергей Езынги был для своих соседей человеком, который готов поддержать и дать ценный совет.
Ефим Худи – житель стойбища «Ерв хадыта няав», Ямальский район: «Мы первый год вот так без оленей остались. Сергей нам советами помогал, что можно мастерить и куда можно реализовать готовые изделия. Что можно и что нельзя в стойбище делать. Оказывается в лесу деревья нельзя рубить. Вот эти молодые березки я взял в долг у человека, когда сделаю циновку - продам, верну деньгами».
Тагна Романова – корреспондент: «Пятнадцать минут и чума нет - разобрали, и Сергей готов к касланию на Камчатку. Там его ждут олени, и новые друзья, которые помогут адаптироваться.
Говорят дождь в дорогу, хорошая примета, но казалось, от волнения никто этого не замечал. У ненцев не принято долго прощаться, нужно с улыбкой взглянуть на родную тундру и сказать «Лакамбой!» (До свидания!).
Мы связались с Михаилом Яром, он сообщил, что семьи оленеводов почти добрались до пункта назначения. В пути возникла только одна проблема - трудно было найти авиакомпанию, которая согласилась бы перевезти сразу шесть ненецких лаек, но, в итоге, собаки тоже полетели на Камчатку. В остальном, к приезду ямальцев все готово.
Михаил Яр – член Ассоциации 'Оленеводы мира': «Там всё организовано. Их ждут, встречают. А потом, мы их вывезем на вертолёте в поселок Усть-Хайрюзово, Тигильский район. С посёлка мы полетим в тундру. Я же с ними буду. Бригаду они будут держать отдельно, жильем обеспечены, есть договоренность уже. Все будут официально устроены на работу, будут получать заработную плату. Потом, будем решать с детьми вопрос, если кто-то захочет. Детей переводить будем школьников. Всё от них зависит, насколько у них хватит мужества».