А кинобизнес - против! Кто и как формирует на Ямале репертуар кинозалов
Новости от Минкульта на этой неделе взбудоражили российского кинозрителя, но ещё больше - кинопрокатчиков. Количество сеансов каждого зарубежного фильма не должно превышать 35% от общего числа всех картин, показанных за день, якобы, рекомендовало ведомство. Затем вышло опровержение. Но вопросы остались. Сегодня на Ямале действуют 15 кинозалов - как частных, так и государственных. Последних больше. Но вот как в них формируется репертуар, и согласны ли с ним ямальские зрители? Мы решили выяснить.
На заднем ряду - влюблённые, дети любят поближе, ходят утром и днём, и чаще - с попкорном. В обычных кинозалах зритель вправе выбрать всё - день, место, еду, очки. Кроме главного - самого кино. Почти весь, и без того небогатый, репертуар рассчитан на самую массовую аудиторию - молодёжь - от 14 до 20 лет.
Денис Кумылин - директор ОЦНК: «Самые кассовые блокбастеры, боевики. И фильмы ужасов – точно!».
Куда уж страшней.
Житель Салехарда: «На пятидесятитысячный Салехард приходится два кинозала. От одного до другого - не больше 5 минут ходьбы. Вопрос: есть ли смысл идти, если отличий в репертуаре почти нет. Разнообразие - далеко не главный принцип кинопрокатчиков».
Между тем, именно к этому призывает Минкульт. И да, в его рекомендациях для подведомственных залов слышна забота о продвижении российских фильмов. Еще лет 5 назад их доля на больших экранах составляла 10% от общего проката. Нынешний норматив - отечественных картин должно быть не меньше 20.
Анна Подусова - начальник отдела Департамента культуры ЯНАО: «Когда начинают обвинять Минкульт или говорить о том, что в России какие-то варварские ограничения, то это - неправда. Потому что до этого у нас просто не была выстроена система протекционизма. Она есть в каждой стране. Это - возможность противостоять агрессивной экспансии американских фильмов».
Но с такой политикой государства согласны далеко не все. И, в первую очередь, кинопродавцы.
Владимир Петелин - директор сети кинотеатров «Премьер-зал»: «Любое регулирование всегда - во вред рынку. В том числе, и рынку кинопроката. Любые инициативы, с точки зрения регулирования, они всегда - во вред».
Вопрос - кому? Абсолютное 'золото' этого года за зрительскую любовь - у истории советских баскетболистов 72 года. Побить рекорд «Движения вверх' зарубежным фильмам так и не удалось.
Елена Якимчак директор кинотеатра 'Парк синема': «Движение вверх» у нас работало больше месяца, и были полные сеансы, и не один, и не два. Очень много и долго работал фильм».
Но, и тогда кинобизнес оказался недоволен.
Анна Подусова - начальник отдела Департамента культуры ЯНАО: «Много было негатива по поводу переноса мультика «Медвежонок Падингтон-2». Что большие убытки терпит наш кинобизнес. Но кинобизнес не наш терпит убытки. А наш продолжал кассовые сборы».
Зритель голосует рублём. Поэтому репертуар ориентирован на прибыль. В отличие от частных, кинотеатрам при Домах культуры приходится балансировать между полезным и кассовым кино. Доходы от кинопроката - большие. В том числе, они идут на развитие самих ДК.
Ирина Маликова - заведующая сектором по демонстрации кинофильмов МАУК ГДКиК 'Русь': «Так как мы - муниципальное учреждение, у нас не стоит одна единственная цель, как у частных, заработать как можно больше денег. Мы, всё-таки, стараемся, чтобы фильмы наши приносили пользу. Чтобы они были и социальные, и поучительные, и жизненные».
Именно на такое кино, говорит художник и салехардский старожил Михаил Канев, он повёл бы сегодня внуков.
Михаил Канев – художник: «Пример приведу. «Три мушкетера» - это многосерийный фильм. Он прошёл, и мы сразу все - фехтованием. Все стали мушкетеры, у нас идут состязания - кто лучше всех фехтуется».
Но нынешние реалии - совсем иные. Соотношение российского и иностранного кино - не в пользу нашего. Бывает, что неделя - совсем без отечественных премьер.
Ирина Маликова - заведующая сектором по демонстрации кинофильмов МАУК ГДКиК 'Русь': «Российских фильмов выпускается недостаточно для того, чтобы заполнить 65% сеансов в день. Именно российскими фильмами будет сложно планировать репертуар».
Денис Кумылин - директор ОЦНК: «Коль у нас в России отечественное кино сильно не развивается, значит, будем снимать сами».
Неожиданный выход нашли в одном из салехардских ДК. В прошлом году здесь открыли киноклуб для детей. Желающих - хоть отбавляй. В следующем году надеются закупить дорогостоящее оборудование для съёмок и монтажа. Зарабатывать на него придётся зарубежными блокбастерами.