В Петербурге открыли центр подготовки моряков для строящихся атомных ледоколов
Новым ледоколам - новые экипажи. В Петербурге открыли уникальный центр, где подготовят моряков для работы на новых универсальных атомных ледоколах. Первое из пяти судов должно войти в строй в 2019 году. Как и чему научат моряков-ядерщиков выяснял Виталий Зуев.
С января на этом тренажере начнут готовить экипажи для российских атомных ледоколов нового типа. Центр морских арктических компетенций – совместный проект госкорпорации «Росатом» и университета морского и речного флота имени адмирала Макарова – на Васильевском острове рядом с Балтийским заводом, где и строят три таких ледокола, а планируют заложить ещё два. В последние годы приток свежих кадров в атомный флот вырос, - говорит капитан самого нового ледокола «50 лет Победы».
Дмитрий Лобусов – капитан атомного ледокола «50 лет Победы»: «Сейчас, в связи с тем, что нам предстоит большой прирост флота при остающемся ещё старом, сейчас к нам приходит молодёжь, которая стажируется уже с учётом того, что она пойдет на новый флот - молодые есть».
Капитан не сомневается – основой экипажей будут нынешние моряки, а курсантам, для начала, придётся постажироваться на борту. Впрочем, учиться придется всем, например, управлять новой реакторной установкой Ритм-200, которая и позволила создавать атомоходы со сменной осадкой. Именно здесь и можно потренироваться - на уникальном тренажёре моделируется вся энергетика корабля - управление в точности, как на судне.
Дмитрий Лялюев – нач. отдела динамики и прикладной математики НИТИ им. Александрова, руководитель проекта: «Это - тысячи контролируемых параметров: температуры, давления и прочее. Это - сотни насосов, теплообменников, то есть, это - большая комплексная всережимная математическая модель, которая позволяет поставить оператора в такие условия, в любые».
Главная ценность – отработка аварий. Такой опыт нигде не приобрести, а при этом к любым эксцессам нужно быть готовым.
Сергей Барышников – ректор ГУМРФ им. Адмирала Макарова: «С 1958 года мы готовим кадры ядерщиков. И тьфу-тьфу-тьфу, но на гражданском флоте аварий не было. На военном были, на гражданском – нет».
За 60 лет в Макаровке, как по-прежнему называют знаменитый вуз, выпускники подготовили больше 1000 специалистов для гражданского атомного флота.
Виталий Зуев – корреспондент: «В этом помещении курсанты, вместе с преподавателями, будут разбирать то, как выполнили задание. Здесь, как говорится, для антуража, множество образцов старого судового оборудования есть. Даже верхняя часть ядерного реактора - такие работают на некоторых их действующих атомных ледоколах».
Экипажи будущих ледоколов почти вдвое меньше, чем нынешних.
Вячеслав Рукша – зам. генерального директора ГК «Росатом», директор дирекции Северного морского пути: «На ледоколе ЛК-60 экипаж будет 53 человека. Прямой, как пример, нынешний наш ледокол это - 100 человек, у нас система: работают двойные экипажи, есть возможность прямой смены экипажей, поэтому мы сроки сейчас, действительно, выдерживаем. Примерно, 4 месяца работы - 4 отдых».
Сократить плавсостав позволяет высокая автоматизация всех процессов. Тем не менее, учебный процесс здесь пойдёт, наоборот, активнее – в обычной группе было 30 курсантов-атомщиков, а сейчас здесь будут проводить и переподготовку моряков – всего надо обеспечить кадрами 5 судов.
Мустафа Кашка – ген. директор ФГУП «Атомфлот»: «Каждый год - от 70 до 100 человек только под новый ледокол, это - ближайшие 7-8 лет, а также вопрос переподготовки действующих экипажей. Долгие годы мы занимались сами подготовкой. Ну, не всегда это правильно - вот вернулись к истокам».
В Росатоме рассчитывают увидеть головной ледокол «Арктика» на ходу в следующем году. Здесь же, скорее всего, будут готовить сдаточный экипаж судна.