В Петербурге учёные создали новый кабель для работы в Арктике
Петербургский завод «Севкабель» разработал новый кабель для работы в арктических условиях. Новинка была представлена в рамках выставки «Offshore Marintec Russia». Огнестойкий кабель из трёх жил – каждая с сечением 240 квадратных миллиметров. С такой изоляцией и оболочкой он может быть использован не только в судостроении, но и при строительстве портовой и нефтегазовой инфраструктуры в арктических широтах. Евгения Ханбекова увидела новацию.
Впервые при производстве кабеля применена новая холодостойкая резиновая изоляция и оболочка, не содержащая галогенов.
Ноу-хау петербургского завода сразу оценили в Сабетте. Первую пробную партию на Ямал СПГ отгрузили ровно год назад, и вот теперь готовят новый заказ.
Павел Цветков – технический директор завода «Севкабель»: «Кроме замечательного свойства – при минус 40 его монтировать, - то есть, кабель должен гнуться. Кабель должен быть стоек к удару. Мы испытывали кабель по международному стандарту. Грубо говоря, берётся круглый шар достаточно тяжёлый, и с расстояния около метра бросается на кабель, в условиях минут, 70 градусов. Кабель выдержал, никаких вмятин».
На Крайнем Севере стойкость к морозному удару - до 70 градусов, - как нельзя кстати. Ведь, чаще всего, кабель укладывают в воздушную линию.
Рецептуру резины разрабатывали 2 года, пока не достигли нужного эффекта. На каждую жилу, а их в кабеле три, накладывают медный экран, скручивают и закрепляют внутренней оболочкой, далее - прячут под стальную броню. Это – последняя разработка завода, всего же здесь выпускают около 25 тысяч марко-размеров кабеля. Все линии на заводе автоматизированы и требуется лишь 2-3 человека для контроля и смены сечения.
Алексей Клишковский – заместитель главного технолога завода «Севкабель»: «Это – цех, в котором делают кабели в резиновой изоляции и оболочке. В основном, это – судовые кабели, а также применяются в нефтегазовой промышленности. Это – достаточно универсальная машина, она, как скручивает кабель, так и накладывает броню и обматывает».
Именно в этом цехе были изготовлены кабели для атомного ледокола «Арктика», которыми он, буквально, опутан изнутри. Их монтаж шёл почти полгода. Старейший кабельный завод тесно сотрудничают с Адмиралтейскими верфями и Балтийским заводом, обеспечивая судовой проводкой. С годами изменились лишь материалы и технология герметизации жил.
Экструзионная линия – завершающая в производстве. Гранулы ПВХ, или полиэтилена, переходят в жидкое состояние, обволакивая жилы, становятся наружной оболочкой.
Евгения Ханбекова – корреспондент: «Чтобы полиэтилен оставался пластичным и впоследствии не треснул, ему необходимо принять три ванны, причём постепенно снижая температуру воды. Только после таких процедур можно снять внутреннее напряжение».
Затем его отправляют на финальную проверку на ГОСТ в лабораторию, где проводят высоковольтный тест. Если сравнить с обычной электроплитой, то для неё используют кабель с сечением до четырёх квадратных миллиметров, арктический же - почти в 200 раз толще. Напряжение – 10 киловольт. В одной такой катушке - километр кабеля. Барабаны уйдут на упаковку и отправятся в Арктику ещё до нового года.