В Госдуме РФ рассмотрен законопроект о строительстве дорог на Крайнем Севере
Под занавес нового года в Пуровском районе была начата одна из самых долгожданных ямальских строек – мост через реку Пур. Чуть больше километра транспортной развязки дались ямальским властям нелегко. Построить её в регионе планируют, не потратив ни копейки бюджетного рубля. А стоимость проекта, к слову, – более 9 миллиардов рублей. Для этого несколько лет пришлось доказывать в министерствах не только саму необходимость строительства, но и целесообразность новой схемы, согласно которой, на всём Крайнем Севере такие объекты инфраструктуры смогут появляться гораздо чаще, чем теперь за счёт привлечения инвестиций. На этой неделе новый законопроект был впервые рассмотрен на комитете Госдумы. Нарма Эрдниев – подробнее.
Действующим законом установлено, строить платную дорогу нельзя при отсутствии бесплатной. Север – другое дело. Тут хотя бы одну построить. На Ямале решили пойти по принципу «два в одном». Гражданам – бесплатно, предприятия за грузы платить будут. На неделе законодательную инициативу Ямала наконец рассмотрел профильный комитет. Первым в этой схеме будет мост через реку Пур, в районе посёлков Уренгой и Коротчаево. Депутаты законопроект большинством голосов поддержали, при трёх воздержавшихся.
Владимир Пушкарев – депутат ГД РФ: «Мы готовились к тому моменту, что будет много вопросов, потому что не все успели разобраться, это – не так просто, потому как эта законодательная норма новая. Ничего подобного в районах Крайнего Севера ещё не делали. Поэтому мы объясняли, отвечали на вопросы. Думаю, что во время первого чтения, у нас аналогичная состоится хорошая дискуссия».
Елена Зленко - член Совета Федерации РФ: «Это – действительно уникальный опыт, когда сооружение дорог и объектов, в данном случае моста, будет за счёт только средств инвесторов и, безусловно, это – очень интересно, важно и вызывает массу вопросов. Потому что это – практика, которая уникальна сегодня в России, и Ямал является пионером в этой части, выступает и показывает другим субъекта России Арктической зоны, каким образом можно строить инвестиционную политику в регионе».
Мост через Пур, как и мост через Обь, сшивают экономику. Даже не говоря о нуждах населения. Сегодня по понтонной переправе через Пур проезжает в сутки до полутора тысяч автомобилей. Почти десятимиллиардный расход на один только километровый мост через Пур – серьёзная нагрузка для бюджета округа. Поэтому и возникла мысль о привлечении частных инвестиций. Суров закон и изменение – его сурово. Несмотря на только комитетное рассмотрение, это – уже большая победа. Теперь поправки попадут на рассмотрение Думы в первом чтении. Если примут в окончательном, Ямал получит полную экономию на строительстве, ямальцы – бесплатный проезд, а предприятия – удешевление затрат по перевозке грузов.
Алексей Федосов – заместитель директора департамента транспорта ЯНАО: «Мы проводили сравнительный анализ размера платы, который будет по мосту с размерами платы, который сегодня существует по наплавному мосту и ледовой переправе. По сравнению с платой по наплавному мосту, произойдёт снижение платы от 2,4 платы до 1,8 раза».
В Госдуме законопроект должен пройти в первом чтении уже до конца января. Впрочем, власти Ямала готовы к любому решению депутатов. Первую сваю на строительстве моста через Пур забили ещё в конце декабря. В случае, если вариант с государственно-частным партнёрством не пройдёт, с инвестором постепенно рассчитается округ.