http://Top.Mail.Ru
Период активного освоения недр: чем жил Ямал в 70-е годы | Ямал-Медиа
07 декабря 2020, 15:14

Период активного освоения недр: чем жил Ямал в 70-е годы

Период активного освоения недр: чем жил Ямал в 70-е годы

Мы продолжаем цикл материалов, посвящённых 90-летию округа, сегодня – семидесятые. Время активного освоения недр. За десятилетие население округа увеличивается больше, чем в два раза. На Ямал приезжает огромное количество молодых специалистов. Развивается логистика, а один из городов становится «Воротами Ямала».

Ямальская геологоразведочная экспедиция собрала лучшие умы страны. «Эпоха большого газа» началась с открытием первого газоконденсатного супергиганта. Уже в самом начале седьмого десятилетия 20 века заключено первое долгосрочное международное соглашение между Союзом и ФРГ. Сделка века «Газ – Трубы». О поставке в СССР труб большого диаметра и оборудования для строительства газопровода в Западную Европу с платой газом с месторождений Западной Сибири. В 70 годы на Ямале одно за другим открываются 10 месторождений. Тазовский, Пуровский и Ямальский районы. Первопроходцы, а это были молодые ребята, которые только входили в большую жизнь, не думали о заработках. Они служили своему делу. Прекрасно понимали, что комфортных бытовых условий на краю земли им не видать. Вот, например, Владимир Авдеенко вспоминает историю о своём товарище – Леониде Гиршгорне, с которым 40 лет изучали ямальские недра.

Владимир Авдеенко – геологоразведчик:«Заходишь в балок, это передвижной домик на санях. Дверь еле закрывается, на полу температура минусовая, лёд. Топится железная печка. Под потолком, там где-то температура +15. Лёня стоит на нижних нарах в валенках – надо ближе к потолку, там теплее. На верхних нарах горит лампочка от аккумулятора. И лежат книги. Учебники по математике. Леонид Шевелевич изучает теорию поля. Это удивительно было».

В середине 70-х газовикам начинают поставлять оборудование по воздуху, первые рейсы совершает вертолёт Ми-6. Буровую технику и всё самое необходимое для обустройства месторождений в условиях бездорожья доставляли именно винтокрылые. Что касается пассажирских перевозок, первый рейс Тюмень - Салехард выполнен ещё в 1935 году. Тогда на Ямале ещё не было аэропортов, и самолёты садились на реку, а уже в начале 70-х стали делать временные взлётно-посадочные полосы. Северная романтика манила. В стране знали – осваивается новый регион. Сейчас Сергей Толкачёв – заслуженный пилот России. В 1975 году закончил Сасовское лётное училище и, как отличник, имел право выбора типа воздушного судна и места дальнейшей работы. Так и прилетел в Салехард вторым пилотом Як-40.

Сергей Толкачёв – заслуженный лётчик России: «Аэропортов как таковых не было, не было даже городов, которые сейчас есть, а сами аэропорты представляли собой, без слез не захочешь вспоминать. Просто взлётно-посадочная полоса, минимум радиотехнического оборудования, то есть только на своём профессиональном опыте, со своими навыками приходилось работать в таких тяжёлых условиях».

40 лет в авиации, 38 из них – в небе Заполярья. Сергей Толкачёв – первый в истории Ямала человек, удостоенный губернаторской медали «За мужество и отвагу».

В 1976 году на полуостров Ямал впервые заходит ледокол «Ленин», сопровождая теплоход с четырьмя тысячами тонн грузов для газовиков. Этот рейс назвали Первый Ямальский экспериментальный. И уже с 1978 года навигация в западном районе Арктики становится круглогодичной, развиваются производства, появляется логистика. Наращивание индустриального потенциала не могло не сказаться на росте населения округа. Если в 1970 году на Ямале проживало около 80 тысяч человек, то в 1980 году жителей было почти 200 тысяч. Округ стал преображаться с развитием газовой отрасли. Статус городов появляется у Надыма в 1972 году и Лабытнанги – в 1975. Там начинают строить первые многоэтажные дома. Удачная транспортная схема Лабытнанги предопределила роль в развитии Ямала: город стал перевалочной базой для освоения крупнейших газоконденсатных месторождений и прочно закрепил за собой статус «Ворота Ямала». Вначале 70-х подземные богатства подключили к системе Западно-Сибирского энергетического комплекса. Основная нагрузка легла на конечную станцию северной железной дороги – Лабытнанги. Сегодня это яркий, красивый и уютный город, за этим стоит большая работа.

Марина Трескова – глава Лабытнанги: «Всё, что сегодня в части экономики, богатств среди недр есть у Ямала, у нашей страны. Это всё было разведано геофизиками градообразующих предприятий, которые находились в Лабытнанги, геологами, которые тоже базировались здесь, мерзлотниками, которые изучали почву, и, конечно, работниками северной железной дороги. Миллион тонн грузов шли через железнодорожные пути в сутки, для того чтобы обустраивать молодые города Ямала. И сегодня Ямал это совсем не место жизни временщиков. Это очень стабильная территория, безопасная для взросления наших детей и, по-настоящему уютная».

«Развитое социалистическое общество». 7 октября 1977 года на внеочередной сессии Верховный Совет СССР принимает новую конституцию. Теперь Союз не государство рабочих и крестьян, а общенародное государство. Основной закон станы «переименовал» национальные округа в автономные. А это значит: Ямал становится автономным, оставаясь в составе Тюменской области, но полноценную автономию получит только в конституции 1993 года, а вместе с тем и свой устав, территорию, которая не может быть изменена без согласия региона, а ещё – самостоятельность в решении вопросов. 


Загрузка...