150 лет Николаю Бердяеву: что философ предсказывал России
Кем был Николай Бердяев
Николай Александрович Бердяев родился 18 марта 1874 года в имении Обухово Киевской губернии в дворянской семье. Воспитывался сначала дома, позже учился в кадетском корпусе и Киевском университете.
Студентом состоял в марксистском кружке и участвовал в беспорядках, за что был арестован. В начале XX века был в ссылке в Вологде и Житомире. В это время активно писал философские работы. После Первой мировой войны и двух революций снова был дважды арестован советской властью и в 1922 году был выслан из страны на знаменитом «философском пароходе». С 1924 года и до самой смерти жил во французском городе Кламар — именно там и написал все свои самые известные трактаты, в том числе и «Русскую идею». С 1942 по 1948 год семь раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Умер Бердяев в марте 1948 года от разрыва сердца, так и не закончив свою работу «Царство Духа и Царство Кесаря».
Философские идеи Бердяева
Путь Бердяева как философа протекал от марксизма к персонализму и экзистенциализму. Ему был симпатичен революционный запал и антибуржуазная риторика, но главным в человеческом существовании он считал свободу личности, призвание и творчество.
Персонализм по Бердяеву — это вера в силу и исключительность каждой личности. По его концепции каждый отдельный человек перманентно находится в конфликте с окружающим миром, который стремится подавить его духовную жизнь. Помимо этого, Бердяев занимался историческими вопросами — в частности, исторической памятью, в основе которой, по его мнению, лежит религия. Тем не менее его не устраивало каноническое христианство, поэтому он говорил о новом религиозном сознании на его основе.
Многое в философии Бердяева строится на противопоставлении свободы и необходимости — более того, он говорил о «первичной» и «несотворенной» свободе, которая должна быть не «от», а «для» (но не отрицательной, а положительной): в христианстве он видел идеал для реализации такой свободы. Бердяев много внимания уделял осмыслению человеческого творчества — понятие гениальности в его работах фактически приравнивалось к святости. Также философ развивал концепцию «Нового Средневековья», то есть перехода к новой эпохе, где возродились бы духовные ценности, на которых делался акцент в средневековой культуре Европы.
Что говорил Бердяев о России
Россия и русская идея — важнейшие темы в философском наследии Бердяева. Он видит особое предназначение страны в мире и истории. По этому поводу можно вспомнить несколько наиболее емких цитат:
- «Россия — страна охранения религиозной святыни по преимуществу и в этом ее религиозная миссия. Но эта благородная миссия может быть исполнена лишь в том случае, если Россия никогда не будет угнетать у себя внутри, если она и внутренно будет освободительницей угнетенных народностей».
- «Россия имеет особенную судьбу».
- «Россия не может определять себя как Восток, Россия должна осознавать себя и Западом».
- «Творческий дух России займет наконец великодержавное положение в духовном мировом концерте».
- «Бьет тот час мировой истории, когда славянская раса во главе с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества».
- «На Западе еще не почувствовали, что духовные силы России могут определять и преображать духовную жизнь Запада».
- «Россия грешна, но и в грехе своем она остается святой страной — страной святых, живущих идеалами святости».
Бердяев о назначении человека и свободе
Для Николая Бердяева свобода была основополагающим фактором человеческого бытия. По его убеждению, она является одной из важнейших характеристик природы человека и не только предоставляет ему возможность выбора, но и определяет его способность к творчеству, самореализации и ответственности за свои поступки.
Бердяев критически относился к идеям детерминизма — он утверждал, что человек обладает свободой воли и сам влияет на свою судьбу, а истинное назначение человека заключается в освобождении духа, самопознании и постижении высших истин.
Бердяев о государстве и цивилизации
Одной из ключевых мыслей философа по поводу государства было утверждение, что оно ограничивает свободу человека и мешает его духовному развитию. Он призывал к построению государства, которое уважало бы человеческое достоинство и признавало свободу духа.
К цивилизации Бердяев относился как к сложному феномену, состоящему как из материально-технического прогресса, так и из духовных и культурных аспектов. По Бердяеву развитие человеческой цивилизации также напрямую зависит от духовного освобождения.
Бердяев о любви
Николай Бердяев разграничивал понятия любви и эгоизма — он был убежден, что настоящая любовь требует отказа от всего эгоистического. Для него это не просто чувство, а скорее выражение заботы о благополучии людей, которая не требует ничего взамен. Любовь для Бердяева не только романтика, но и отношения между родителями и детьми, друзьями, отношения в обществе в целом. Более того, она должна стать основой общественного устройства.
Бердяев о культуре и творчестве
По Бердяеву культура не только отражает, но и формирует духовное состояние общества. Именно культура выражает свободу и творческий потенциал человека. Творчество же является одним из основных путей самопознания личности — оно должно быть свободно от внешних диктатов и исходить из глубины души человека. По его мнению, в процессе созидания необходимо избегать искусственности и подражаний: ценно только органическое проявление дара.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».