Бумаги вместо детей. 60% учителей оказались перегружены отчетностью
Ямальский учитель Бабаев: нагрузку на учителей создают программы допобразования
Закон не сработал
С 1 сентября этого года действует приказ Минпросвещения, по которому учителя обязаны вести только пять документов. Раньше их число достигало полусотни. Сейчас в обязательном перечне журнал успеваемости, программа учебного предмета, характеристика учеников, журнал внеурочной деятельности и план воспитательной работы.
Но нагрузка на учителей все равно не сильно снизилась, сообщила газета «Известия». В межрегиональном профсоюзе «Учитель» педагоги пожаловались, что по-прежнему вынуждены сдавать огромные отчеты, делать рассылки, проводить мониторинги, причем часто в нерабочее время. Бумажная волокита отвлекает от работы с детьми, отметили учителя.
Заместитель директора МБОУ СОШ №8 Ноябрьска Александр Бабаев подтвердил «Ямал-Медиа», что «бумажная» тенденция наблюдается и в школах Ямала. Учителям, особенно классным руководителям, постоянно нужно передавать большое количество данных о своих учениках.
Школьники выпустились, а от классных руководителей требуют данные еще в течение трех лет. Нужно связываться, подавать сведения, куда они поступили, какая у них ситуация с жильем. Казалось бы, уже и забыть должны об этих учениках, а от школ все равно требуют такую информацию.
Александр Бабаев
замдиректора школы №8 в Ноябрьске
Бабаев добавил, что часть работы переходит в электронный вид, и это создает дополнительную нагрузку. Появляются новые форматы обучения, которые должны повысить образовательный уровень учеников, помочь им с поступлением и выбором профессии. Все это проходит параллельно с учебным процессом, требует изменений основного плана и сетки расписания.
Избыточная нагрузка
Общественный совет при Рособрнадзоре и «Единая Россия» запустили мониторинг уровня бюрократической нагрузки на учителей. Анкету опубликовали в профессиональных сообществах и на форумах.
С 12 декабря пришло 17 тысяч ответов. 60% учителей пожаловались, что продолжают готовить документы сверх обязательного перечня. Только 30% педагогов ощутили, что нагрузка снизилась.
«Это скорее позитивный предварительный итог, мы знали, что быстрых результатов действия закона не будет», — уточнила член совета Наталья Алтыникова.
При этом количество учителей, которым приходится дублировать информацию в бумажном и электронном виде, сократилось в два раза, с 78 до 37%. В основном дублирование практикуется там, где есть трудности с интернетом.
Расстраивает объем фотоотчетов, которые требуют от учителей. 85% из тех, кто сообщил, что заполняет документы вне утвержденного списка, заявили, что им приходится фотографировать мероприятия, которые они проводят. И это вместо того, чтобы работать в это время с детьми!
Наталья Алтыникова
член Общественного совета при Рособрнадзоре
Статистика нужна
По словам Александра Бабаева, основная нагрузка для учителей — собрать статистическую информацию. Школы предоставляют информацию по запросам прокуратуры, МЧС, Министерства просвещения, медицинских организаций, социальных служб.
В цифровую эпоху эта статистика помогает государству держать руку на пульсе и понимать, что и где происходит. Поэтому такие сведения нужны. Как заказчик статистической информации, государство заинтересовано в том, чтобы все это выполнялось.
Александр Бабаев
замдиректора школы №8 в Ноябрьске
Педагог выразил мнение, что уровень цифровизации может дойти до состояния «ресурсного планирования». Если нагрузку всех учителей и учеников в школе можно будет постоянно отслеживать онлайн и формировать статистику автоматически, педагогам станет проще.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».