Как «коридор смерти» спас тысячи ленинградцев: 79-я годовщина «Дороги Победы»
Начало строительства
Спустя четыре дня после прорыва блокадного Ленинграда началось строительство «Дороги Победы». 33-километровую железнодорожную ветку проложили всего за 17 суток. Именно по ней в измученный осадой город поступали продовольствие, медикаменты и топливо.
Исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного Государства Дмитрий Суржик в интервью с «Ямал-Медиа» рассказал о том, как начиналось строительство «Дороги Победы» и почему ее называют «коридором смерти».
В ходе военной операции «Искра» 18 января 1943 года Красная армия пробила брешь в обороне противника около рабочих поселков. В тот же день от врага был окончательно освобожден Шлиссельбург. Южное побережье Ладоги перешло под контроль советских войск.
Строительство железнодорожной ветки в заблокированный Ленинград началось всего через четыре дня после прорыва блокады — 22 января.
Комитетом обороны было принято решение о строительстве железной дороги, чтобы облегчить положение ленинградцев. Эта ветка должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было переправить на правый берег Невы, и затем по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда
Дмитрий Суржик
Исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного Государства
Трасса должна была пойти по лесам, болтам — по тем местам, которые раньше не рассматривались для подобного строительства. Они могли не выдержать нагрузки железнодорожного состава. В тех местах не было автомобильных дорог, людей и техники. Только оставленные немцами неразорвавшиеся снаряды, бомбы и минные поля.
Несмотря на всю сложность строительства, к 5 февраля 33 километра от главного пути — от Шлиссельбурга до Поляны были готовы принять составы с грузами
Дмитрий Суржик
Исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного Государства
«Коридор смерти» или «Дорога Победы»
Строительство железной дороги осложнялось тем, что оно проходило в 4-6 километрах от позиции противника, которая находилась в зоне действия гитлеровской авиации, рассказал Дмитрий Суржик. Немецкое командование делало все возможное, чтобы не дать связать Ленинград с большой землей.
На помощь железнодорожникам пришла русская зима, потому что глубоко примершие болота сделали строительство этих путей возможным. Пути укладывали прямо на снег. Под вражескими обстрелами люди работали круглосуточно. Им приходилось восстанавливать то, что они уже построили
Дмитрий Суржик
Исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного Государства
Каждый раз строители устраняли повреждения, и машинисты могли снова вести поезда с продовольствием, топливом и боеприпасами в Ленинград вывозя обратно эвакуированных.
За время существования «Дороги Победы» она пережила более полутора тысяч бомбежек. Каждый день от вражеского обстрела погибало около двадцати человек. Их хоронили прямо у железной дороги. При раскопках поисковые отряды до сих пор находят останки погибших. Об этом в беседе с «Российской газетой» рассказала начальник отдела по сохранению исторического наследия Октябрьской железной дороги Ирина Паршакова.
Интересные факты
В общественно политических изданиях можно прочитать о том, что Иосиф Сталин не любил Ленинград и никак не помогал жителям города в годы блокады, рассказал Дмитрий Суржик. Однако категорически утверждать этого нельзя.
«Все мы знаем сколько было тяжелых операций, направленных на прорыв блокады Ленинграда и попытке снять его. Вскоре строительство „Дороги жизни“ подтверждает то, что Ставка, Госкомитет обороны и Кремль в целом делали все, чтобы помочь блокированному городу», — добавил он.
Военный историк, аспирант Санкт-Петербургского отделения Института истории РАН Вячеслав Мосунов рассказал изданию «Бумага», что в марте 1943 года немцы нанесли самый большой ущерб железнодорожному хозяйству.
В одном случае взрыв уничтожил 41 вагон с боеприпасами и еще восемь вагонов с продовольствием и углем. В другом случае — 41 вагон с боеприпасами и три вагона с овсом
Вячеслав Мосунов
Военный историк
После этого доставку боеприпасов и топлива по железной дороге решили прекратить. Было разрушено 350 метров железнодорожного пути. Дорогу восстанавливали под обстрелом.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».