http://Top.Mail.Ru
Михаил Кононов: биография, фильмы, семейная трагедия | Ямал-Медиа
24 апреля 2025, 14:52 (обновлено: 24 апреля 2025, 14:49)

Актер Михаил Кононов: непростой характер, всесоюзная слава, семейная трагедия и смерть в нищете

Звезде «Большой перемены» Михаилу Кононову 25 апреля исполнилось бы 85 лет

Для нескольких поколений зрителей имя Михаила Кононова навсегда связано с образами, воплощающих простодушие, наивность и какую-то нервную веселость. Это юный комсомолец Алеша из «Начальника Чукотки», учитель-идеалист Нестор Петрович из «Большой перемены», даже космический пират Крыс в детской фантастике. Вот только сам Михаил Иванович все эти свои экранные «я» откровенно не выносил. За фасадом «своего парня» скрывался человек совсем иного склада: жесткий, бескомпромиссный и трагически одинокий. Его реальная жизнь оказалась куда более сложной и драматичной, чем те светлые истории, которые принесли ему всенародную любовь.

Начало актерского пути Кононова

Михаил Кононов родился в Москве, в самой обычной семье — отец швейцар, мать повар. Детство пришлось на войну, их эвакуировали в Тульскую область, но в деревню вошли немцы. Мать боялась, что младенец заплачет и выдаст их, но маленький Миша будто чувствовал опасность — замолкал.

Тяга к актерству проявилась у него с ранних лет. В школе он активно участвовал в самодеятельности, играл в спектаклях, писал сценарии для школьных праздников. После десятилетки вопросов с выбором профессии не возникло — юноша сразу поступил в Высшее театральное училище имени Михаила Щепкина, учился на одном курсе с Виктором Павловым, Виталием Соломиным, а Олег Даль стал его близким другом. Кинокарьера Кононова началась еще в студенческие годы с фильма «Наш общий друг» Ивана Пырьева.

Михаил Кононов в фильме «Наш общий друг». Фото: «Мосфильм»/kinopoisk.ru
Михаил Кононов в фильме «Наш общий друг». Фото: «Мосфильм»/kinopoisk.ru

После училища Кононов попал в Малый театр, но надолго там не задержался. Его взрывной характер и нежелание уживаться в консервативном коллективе вскоре привели к конфликту с руководством. Актер уволился, как показало время, навсегда, и сосредоточился на кино. В 1968 году он перешел работать на Киностудию имени Горького.

Любовь зрителей, ненависть актера

Внешность Кононова — вечный юноша с широко распахнутыми глазами и почти детским лицом — по его собственному мнению и мнению многих коллег, сыграла с ним злую шутку. Ему часто предлагали однотипные роли простых, жизнерадостных парней. Роль комсомольца Алеши Бычкова в комедии Виталия Мельникова «Начальник Чукотки» принесла ему первую широкую известность и... стойкое неприятие подобных ролей.

Кадр из фильма «Начальник Чукотки»/«Ленфильм»/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Начальник Чукотки»/«Ленфильм»/kinopoisk.ru

Кононов мечтал о серьезных драматических образах. И такая возможность представилась в том же звездном для него 1966 году — роль монаха Фомы в культовой драме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Эту небольшую роль сам актер считал своим главным профессиональным достижением, она же принесла признание в «серьезных» кругах.

Но массовый зритель полюбил его за другое. В 1972 году он снялся в роли, которая «срослась» с ним на всю жизнь, — учителя Нестора Северова в четырехсерийной комедии «Большая перемена». Эта роль, ставшая визитной карточкой Кононова, приводила его в бешенство. Сценарий фильма он считал «бредовым» и «нелепым», «мыльным пузырем». Сам актер говорил, что справился с ролью только благодаря гениальным партнерам — Евгению Леонову, Ролану Быкову, Александру Збруеву и другим. «Если я и это смогу преодолеть, тогда, наверное, я крепкий актер», — вспоминал он свою первую реакцию на сценарий. По словам самого сценариста Георгия Садовникова и дочери режиссера Алексея Коренева Марии, Кононов вел себя на съемках демонстративно вызывающе, не доверял постановщику, а его далеко не только экранный конфликт с Юрием Кузьменковым, игравшим Ваню Федоскина, даже привел к срыву съемок  — актер схлопотал выговор.

Кадр из телефильма «Большая перемена»/«Мосфильм»/Гостелерадио СССР/imdb.com
Кадр из телефильма «Большая перемена»/«Мосфильм»/Гостелерадио СССР/imdb.com

Коллеги отмечали, что Кононов был сложным человеком, сторонился актерских посиделок, был «закрытым». Его резкие высказывания могли довести до слез партнерш по площадке, как, например, Наталью Богунову. Актер Юрий Кузьменков считал, что Кононова съедали комплексы, и он всегда хотел быть первым, а не равным среди сильных.

Народную любовь, пришедшую с «Большой переменой» и детским кино (например, роль пирата Крыса в «Гостье из будущего», которую он тоже не любил), Кононов, по сути, воспринимал «от противного», считая, что она помешала ему получить серьезные драматические предложения.

Семейные драмы Михаила Кононова

За этой профессиональной неудовлетворенностью действительно скрывались глубокие личные драмы. В 1969 году актер женился на Наталье, которая была на девять лет моложе. Но мать Кононова не приняла избранницу сына. Они жили на одной территории, и, по некоторым данным, свекровь устраивала невестке бойкот за бойкотом. В 1970 году, когда актер отмечал 30-летний юбилей, случилось страшное — мать покончила с собой. Кононов зашел к ней в комнату с угощением — и обнаружил ее мертвой.

Удар оказался сокрушительным для актера. Он считал себя и супругу виноватыми в случившемся. После этой трагедии Кононов стал еще более замкнутым. Он запретил жене работать (она бросила карьеру модели) и заявил, что не хочет детей — почти сорокалетний брак так и остался бездетным.

Михаил Кононов в фильме «Василий и Василиса»/«Мосфильм»/kinopoisk.ru
Михаил Кононов в фильме «Василий и Василиса»/«Мосфильм»/kinopoisk.ru

Наталья Павловна, пожертвовавшая ради него своими творческими амбициями, буквально вытащила мужа из тяжелой депрессии. Она стала для него всем — женой, нянькой, единственной опорой. Хотя ходили слухи о его романах, Наталья Павловна, по всей видимости, прощала мужу многое.

Капуста вместо кино

Кононов много снимался, в том числе в детском кино: «Финист — Ясный сокол», «Кольца Альманзора», та же «Гостья из будущего». Среди других знаковых для актера образов — роли в фильмах «На войне как на войне» Виктора Трегубовича, «В огне брода нет» и «Начало» Глеба Панфилова, «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Сибириада» Андрона Кончаловского, «Таежная повесть» Владимира Фетина. За творческие достижения в 1989 году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1999-м — народного артиста России.

Кадр из телефильма «Гостья из будущего»/Киностудия имени М. Горького/Гостелерадио СССР/kinopoisk.ru
Кадр из телефильма «Гостья из будущего»/Киностудия имени М. Горького/Гостелерадио СССР/kinopoisk.ru

Но с наступлением «лихих девяностых» Кононов, по его собственному признанию, сам стал наотрез отказываться от предлагаемых ролей. Он считал, что российский кинематограф скатился «ниже плинтуса», предлагает «непрофессиональную и нелепую дурь». «Я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа», — писал он, вспоминая кинопробы, с которых уходил, несмотря на предлагаемые суммы. Считал, что нельзя «выходить на зрителя на таком низком моральном и интеллектуальном уровне».

Принципиальность вышла ему боком. Денег не хватало. Тогда Михаил Иванович продал московскую квартиру и вместе с женой переехал в старый деревенский дом в деревню Бутырки Истринского района. Там он пытался вести натуральное хозяйство, даже продавал выращенную на участке капусту.

Коллеги, случайно встречавшие его в тот период, с трудом узнавали в постаревшем, помятом человеке звезду «Большой перемены». Актер Борис Клюев вспоминал, как Кононов показывал ему кочан капусты, приговаривая: «Зато какая у меня капуста!», на что Клюев резонно заметил, что капуста не спасет, когда потребуется карета скорой помощи, рассказал телеканал «Москва Доверие». Соседи по деревне, напротив, были очарованы «кинозвездой», но отмечали, что он иногда скучал по былой популярности.

Кадр из фильма «Проделки в старинном духе»/«Мосфильм»/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Проделки в старинном духе»/«Мосфильм»/kinopoisk.ru

Неприятная история произошла в начале 2000-х, когда в жизни пожилого актера появилась молодая актриса Маргарита, которую он пытался продвигать, пишет «АиФ». Девушка, по одной из версий, пыталась завладеть его жильем. Жена Наталья пресекла эту попытку через суд. После этого, по неподтвержденным данным, Кононова избили неизвестные, его здоровье серьезно пошатнулось, появились хронические боли в ногах. Сам актер позже писал, что избиение было профессиональным, рассчитанным на летальный исход через разрыв внутренних органов.

Последние дни Михаила Кононова: болезнь, бедность, неопубликованная книга

После десяти лет в деревне, уже пожилой и больной, Кононов с женой вернулся в Москву, купил скромную квартиру на окраине (по некоторым данным, их снова обманули с жильем). Жили они очень бедно. Актер страдал от болезней: перенес инфаркт, болел тяжелой формой тромбофлебита, был признан инвалидом II группы. Операцию на сердце врачи боялись делать. Мучила тоска и депрессия, но особенно он сожалел об отсутствии детей.

В последние годы он писал книгу воспоминаний «Прости, жизнь, и прощай!», надеясь издать ее и поделиться опытом. Но издательства не проявили интереса или требовали деньги, которых у актера не было. Его мемуары так и остались в виде макета.

Последней ролью Кононова стал старик-зэк Спиридон в сериале Глеба Панфилова «В круге первом» (2006). Панфилов специально его разыскал, Кононов с энтузиазмом репетировал, погружаясь в работу. Это был прощальный проблеск его таланта...

Михаил Кононов в сериале «В круге первом». Фото: «Вера»/kinopoisk.ru
Михаил Кононов в сериале «В круге первом». Фото: «Вера»/kinopoisk.ru

За две недели до смерти Михаил Кононов попал в больницу с пневмонией. У него не было денег даже на элементарные лекарства: пенсия составляла три тысячи рублей. Как писали тогда СМИ, соседи по палате собрали небольшую сумму, чтобы помочь любимому артисту, но было уже поздно. Вечером 15 июля 2007 года Кононов впал в кому, а на следующий день, 16 июля, скончался. Ему было 67 лет. Причиной смерти стала пневмония, осложненная другими заболеваниями.

По завещанию актера его тело кремировали, урна с прахом захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища. Его книга воспоминаний «Прости, жизнь, и прощай!» увидела свет уже после его смерти благодаря усилиям вдовы. Через четыре года Наталья упокоилась рядом с мужем.

Ранее мы писали о знаменитом телефильме «Гостья из будущего». С момента выхода культовой картины прошло ровно 40 лет.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...