http://Top.Mail.Ru
Николай Гринько: биография, роль папы Карло, лучшие фильмы и причина смерти актера | Ямал-Медиа
22 мая 2025, 02:07 (обновлено: 22 мая 2025, 15:56)

Актер Николай Гринько: папа Карло, который мечтал быть Дон Кихотом

Со дня рождения актера Гринько, сыгравшего папу Карло, исполнилось 105 лет

Николай Гринько — блистательный, глубокий актер, чье имя стало символом интеллигентности и филигранного мастерства, оставил нам десятки незабываемых образов, но так и не смог сыграть самую важную для себя роль. Сегодня, 22 мая, отмечается 105 лет со дня его рождения.

Биография актера Николая Гринько

Николай Григорьевич Гринько родился 22 мая 1920 года в Херсоне в актерской семье. Уже в шестилетнем возрасте он выходил на сцену, подростком стал полноценным участником труппы.

Едва начавшуюся карьеру прервала война. Николай служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия, был комсоргом полка. В 1943 году вступил в партию. После Победы вернулся к своему призванию — сначала как помощник режиссера, а затем как актер драматических театров Запорожья и Ужгорода. В 1955 году Гринько занял должность художественного руководителя Киевского эстрадного оркестра, где раскрылся как разносторонний артист: конферансье, певец, мастер эксцентрики.

Его уникальная фактура — рост под два метра, выразительное лицо с мягкими чертами, глубокий взгляд — не могла не привлечь внимание кинорежиссеров. Кинодебют состоялся в 1951 году в фильме «Тарас Шевченко», где Гринько сыграл эпизодическую роль бунтовщика.

Фото: Golden Dayz/Shutterstock/Fotodom
Фото: Golden Dayz/Shutterstock/Fotodom

Знаковой для актера стала работа в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» (1961). Гринько настолько убедительно создал образ американского водителя, что западные критики на Венецианском кинофестивале были уверены: в советском фильме снимался настоящий американец. «Я играл американского шофера, который на «Студебекере» возил по дорогам войны и американцев, и русских. В СССР эту картину сначала резали и сокращали, даже хотели задвинуть на полку. Но усилиями Сергея Герасимова фильм прорвался на фестиваль в Венеции», — рассказывал Гринько. Картина получила «Золотого льва», а Гринько — признание коллег за рубежом.

Особую страницу в творческой биографии Гринько занимает роль Антона Павловича Чехова в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» (1969). Внешнее сходство актера с писателем было настолько поразительным, что даже опытные ассистенты путали их фотографии. Но еще более удивительным было внутреннее перевоплощение — Гринько признавался жене, что «несколько лет не мог выйти из образа Чехова».

Кадр из фильма «Сюжет для небольшого рассказа»/ «Мосфильм»/Telcia Films/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Сюжет для небольшого рассказа»/ «Мосфильм»/Telcia Films/kinopoisk.ru

Всего Николай Гринько снялся более чем в 150 кинокартинах. В его фильмографии — сотрудничество с такими режиссерами, как Сергей Бондарчук («Война и мир»), Сергей Параджанов («Тени забытых предков»), Алексей Герман («Двадцать дней без войны»), Ролан Быков («Автомобиль, скрипка и собака Клякса»), Георгий Данелия («Афоня»), Динара Асанова («Не болит голова у дятла»).

Талисман Тарковского

В 1961 году режиссер Андрей Тарковский искал актера на роль подполковника Грязнова в своей дебютной полнометражной картине «Иваново детство». Первая реакция Гринько была отрицательной — он собирался провести отпуск на рыбалке в Каневе. «Я отказываюсь категорически: отпуск. Пытаюсь объяснить, что завтра с товарищем плыву пароходом под Канев — на рыбалку. Но ночной гость обрадовался и еще настойчивее меня уговаривает: «Мы и снимаем как раз возле Канева. И роль небольшая. Можно будет и порыбачить, и поработать», — вспоминал актер.

Эта встреча положила начало многолетнему сотрудничеству, которое Тарковский в дальнейшем считал особенным. «Николай Григорьевич Гринько. Очень нежный и благородный актер и человек. И я его очень люблю. Несуетливая душа — тонкая и богатая...» — писал режиссер в своей книге «Запечатленное время».

Анатолий Солоницын, Николай Гринько и Андрей Тарковский на съемках фильма «Сталкер». Фото: Григорий Верховский/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Анатолий Солоницын, Николай Гринько и Андрей Тарковский на съемках фильма «Сталкер». Фото: Григорий Верховский/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Гринько снялся и во всех остальных «советских» фильмах Тарковского: «Андрей Рублев» (Даниил Черный), «Солярис» (отец Криса), «Зеркало» (директор типографии) и «Сталкер» (Профессор). В беседе с журналистом «Советского экрана» Юрием Репиком Гринько размышлял о том, почему не снялся в последних картинах режиссера: «Андрей Арсеньевич считал, что я внешне чем-то отдаленно похож на его отца. Но и в «Ностальгии», и в «Жертвоприношении» связи героя с «земным» отцом уже были как бы оборваны... Мне кажется, это была моя главная работа в фильмах Тарковского, так сказать, мой главный образ, который и хотел создать сам режиссер».

Совместная работа с Тарковским, требовательным и бескомпромиссным художником, оставила глубокий след в творческой биографии Гринько. Особенно сложными были съемки «Сталкера», который полностью переснимали из-за неудовлетворенности режиссера первоначальным материалом. «Обычно за двенадцать смен озвучивается нормальная двухсерийная картина. Мы же за двенадцать смен не смогли сделать и половины одной серии. Андрей только говорил: «Но делать надо так и только так. Давайте еще разочек»... Он очень тонко чувствовал фальшь», — отмечал Гринько.

Папа Карло и отец Электроника

Для широкой аудитории имя Николая Гринько ассоциируется прежде всего с двумя знаковыми ролями в детском кино — папой Карло в «Приключениях Буратино» (1975) и профессором Громовым в «Приключениях Электроника» (1979). В этих образах раскрылся особый дар актера — создавать фигуры мудрых, заботливых, немного чудаковатых наставников.

Николай Гринько — папа Карло. Кадр из телефильма «Приключения Буратино»/Гостелерадио СССР/«Беларусьфильм»/imdb.com
Николай Гринько — папа Карло. Кадр из телефильма «Приключения Буратино»/Гостелерадио СССР/«Беларусьфильм»/imdb.com

Режиссер Леонид Нечаев вспоминал, как непросто было утвердить Гринько на роль папы Карло: «Чиновники не хотели его утверждать, говорили — человеку такого роста только Гулливера играть». Тогда Нечаев пошел на риск и начал съемки без официального разрешения, и это сработало: именно высокий, худощавый Гринько, с его выразительным лицом и мягкой пластикой, стал идеальным воплощением бедного шарманщика, создавшего из полена деревянного мальчика.

В «Приключениях Электроника» его профессор Громов, создатель робота — двойника школьника Сережи Сыроежкина, воплотил архетип ученого-гуманиста — человека, который верит в то, что наука должна служить на благо людей. Образ получился настолько убедительным, что для нескольких поколений советских детей профессор Громов стал эталоном настоящего ученого.

Кадр из телефильма «Приключения Электроника»/Гостелерадио СССР/Одесская киностудия/imdb.com
Кадр из телефильма «Приключения Электроника»/Гостелерадио СССР/Одесская киностудия/imdb.com

Эти роли, принесшие Гринько всесоюзную известность, заслонили в глазах широкой публики его работы в «серьезном» кино. Сам актер относился к этому философски, хотя мечтал о более глубоких, драматических ролях.

Неосуществленный Дон Кихот

При всём внешнем успехе и признании в душе Гринько жило горькое разочарование. На родной киностудии имени Довженко ему не дали сыграть ни одной главной роли. Написанный им сценарий по «Украденному счастью» Ивана Франко шесть лет пролежал в студийных кабинетах, после чего был окончательно отвергнут.

Но самой большой несбывшейся мечтой Гринько стала роль Дон Кихота. Когда студия «Грузия-фильм» пригласила его пройти пробы, актер воспринял это как шанс воплотить главную роль своей жизни. «Павильон на «Грузия-фильме» напоминал зрительный зал. Собравшиеся стояли, сидели друг у друга на головах — ждали «того, самого знаменитого»... Неделю шли пробы, и неделю зал был полон. Когда Гринько выходил из гримуборной, люди встречали его в длинном коридоре, и он шел сквозь восторженный шепот и аплодисменты», — писал известный театральный критик Олег Вергелис.

Памятник Дон Кихоту в Алькале-де-Энарес, Испания. Фото: Juan Alejandro Bernal/Shutterstock/Fotodom
Памятник Дон Кихоту в Алькале-де-Энарес, Испания. Фото: Juan Alejandro Bernal/Shutterstock/Fotodom

Пробы завершились, актер ждал решения. Но ответа не было. Когда он попросил хотя бы отдать на память отснятый материал, ему отказали и в этом. Несостоявшаяся роль стала настоящей драмой для Гринько, с которой он так и не смог смириться.

Любовь длиною в жизнь

Личная жизнь актера сложилась счастливо, хотя и не сразу. Его первый брак с коллегой по театру распался. Настоящую любовь Николай встретил в киевском оркестре — скрипачку Айше Чулак-оглы, турчанку по национальности. Разница в росте между ними составляла почти полметра — Айше была миниатюрной, 155 сантиметров.

Ради Гринько она бросила консерваторию, хотя училась уже на пятом курсе. «Ты правильно сделала. Люби! Он достоин твоих поступков!» — сказал позже ее профессор. Вместе они прожили 30 лет, и это был удивительно гармоничный союз.

«Коля был хорошим рыбаком, но «ловил» рыбу в основном в комнате: разматывал леску, наматывая ее на несметное количество катушек, ремонтировал спиннинги», — с нежностью вспоминала Айше. А на съемках «Сюжета для небольшого рассказа», где Гринько играл Чехова, его партнершей — Ликой Мизиновой — была Марина Влади, и сцену поцелуя с французской звездой он репетировал со своей женой.

Кадр из фильма «Сюжет для небольшого рассказа»/ «Мосфильм»/Telcia Films/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Сюжет для небольшого рассказа»/ «Мосфильм»/Telcia Films/kinopoisk.ru

По словам Айше, Гринько обладал особым даром носить строгую классическую одежду — она называла его «фрачным мужчиной». Действительно, в своих фильмах он часто появлялся именно в таком облике. Сам же актер питал особую слабость к шляпам — его гардероб включал котелки, цилиндры, ковбойские шляпы.

«Коля мог носить любую одежду — от робы до фрака — и всегда выглядел аристократом. Это было врожденное качество, как и его интеллигентность», — вспоминала супруга актера.

Последний день актера Николая Гринько

Николай Гринько ушел из жизни 10 апреля 1989 года в возрасте 68 лет после тяжелой болезни — у него диагностировали лейкемию. Он лежал в больнице. Любимая жена была рядом с ним. Однажды они оба задремали, и Николай уже больше не проснулся. Реанимационные действия ни к чему не привели. Он тихо ушел, не нарушая покой жены, пишет сетевое издание «Культурология».

Айше продала все драгоценности, чтобы поставить мужу достойный памятник на Байковом кладбище в Киеве. Она пережила супруга на 24 года и больше не вышла замуж, продолжая хранить верность своему «Грине», как ласково называла супруга.

Ранее мы рассказали о звездном взлете и личной драме актера Леонида Харитонова.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...