Андрею Звягинцеву — 60 лет: вспоминаем топ-5 главных фильмов режиссера
Биография Андрея Звягинцева
Режиссер родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске в семье учительницы литературы и милиционера. В 1984-м Звягинцев окончил Новосибирское театральное училище (актерский факультет, мастер — Лев Белов) и работал в местном ТЮЗе. Однако длилось это не долго: он пошел в армию, где был конферансье при военном ансамбле.
После демобилизации будущий режиссер не стал возвращаться в театр и в 1986 году перебрался в Москву, где поступил на актерский факультет ГИТИСа в мастерскую Евгения Лазарева. Не слишком удачно попробовав себя в литературе, Звягинцев увлекся кино — в частности, французской «новой волной» и итальянским неореализмом. До полноценного режиссерского дебюта в 2000 году он перепробовал себя в самых разных амплуа — приходилось работать дворником, участвовать в мелких эпизодах в кино и театральных постановках, снимать и самому сниматься в рекламе.
Первыми шагами в режиссуре для Звягинцева стали три новеллы для сериала «Черная комната»: «Бусидо», OBSCURE и «Выбор». Однако настоящая слава пришла к нему в 2003 году с выходом фильма «Возвращение», который сенсационно получил «Золотого льва», главный приз Венецианского кинофестиваля. Далее последовали другие резонансные работы — к примеру, нашумевшие «Елена» и «Левиафан». По данным издания Variety, весной 2024 года собирается начать съемки нового фильма с рабочим названием «Юпитер».
Дважды был женат, есть сын. В данный момент живет во Франции.
5 главных фильмов Андрея Звягинцева
1. «Возвращение», 2003
Дебют Звягинцева в кино, сразу же заставивший говорить о себе не только российскую, но и мировую критику: главный приз в Венеции, три «Золотых орла» и две «Ники» (в обоих случаях фильм также признавали лучшим), номинация на «Золотой глобус» и еще целая россыпь призов. Простая по сути и аскетично снятая по форме история об отце, вернувшемся к двоим сыновьям-подросткам, мощнейшим образом срезонировала в зрительском сознании — чего только стоила 15-минутная стоячая овация в венецианском кинозале.
2. «Изгнание», 2007
Второй фильм Звягинцева в массовом сознании считается менее удачным, чем первый — однако по художественным достоинствам и метафоричности точно не уступает «Возвращению». Семейная драма об измене и прощении практически не собрала наград, однако укрепила Константина Лавроненко в качестве одного из самых талантливых актеров своего поколения — за эту работу он получил приз за лучшую мужскую роль на 60-м Каннском кинофестивале.
3. «Елена», 2011
Еще одна притча, но на этот раз в декорациях современной Москвы — и сделанная как бытовой триллер о пожилом богаче, его жене и о том, как классовое расслоение разрушает жизни. Мощный дуэт Андрея Смирнова и Надежды Маркиной, звездная роль второго плана от Елены Лядовой и огромное количество номинаций на главные российские премии. В Европе «Елену» тоже заметили — в Каннах фильм получил спецприз жюри «Особый взгляд».
4. «Левиафан», 2014
Возможно, самая обсуждаемая картина Звягинцева, в центре которой стоит история конфликта простого работяги и коррумпированного чиновника. Криминально-драматический сюжет с библейскими аллюзиями и звездный каст (Серебряков, Вдовиченков, Лядова, Мадянов) в 2015 году выиграл первый в истории «Золотой глобус» для России — за лучший фильм на иностранном языке.
5. «Нелюбовь», 2017
Последний на данный момент фильм Звягинцева — как прозрачно намекает название, о тотальном отсутствии любви в окружающем мире в целом и в обычной жизни людей в частности. Кризис в отношениях семейной пары приводит к непоправимым последствиям, жертвой которых становится их 12-летний сын. Традиционные для Андрея Звягинцева иносказательные размышления о мироустройстве принесли ему номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», а также британскую премию BAFTA и французскую «Сезар» за лучший фильм на иностранном языке.