Антракт не предусмотрен: театр и жизнь Константина Райкина
Актер и режиссер Константин Райкин отмечает 75-летие
Начало пути: в тени великого отца
Константин родился в Ленинграде 8 июля 1950 года в семье уже тогда легендарного Аркадия Райкина и актрисы Руфи Иоффе. Однако путь к сцене не был предрешен: Райкин-младший окончил физико-математическую школу при Ленинградском университете и мог выбрать совсем иную судьбу.
Но на пороге юности произошел эпизод, определивший его будущее. Когда Костя сказал отцу о том, что хотел бы попробовать стать артистом, Аркадий Исаакович устроил ему своеобразный экзамен: «Видишь ту клумбу и дорожку? Сможешь пройти это расстояние и, не делая паузы, показать человека от рождения до смерти?» — спросил он у сына.
Импровизация удалась. По выражению лица отца Константин понял, что тот увидел в нем потенциал. Этот момент стал точкой отсчета долгого и сложного пути, на котором молодому Райкину предстояло доказать, что он не только наследник громкой фамилии.
После окончания Щукинского театрального училища в 1971 году (курс Юрия Катина-Ярцева) Константин Райкин сделал еще один важный выбор: он пошел не в театр отца (Ленинградский театр миниатюр), а в «Современник», куда его пригласила Галина Волчек. Десять лет на этой сцене, 38 сыгранных ролей (15 из них — главные) стали для него настоящей школой актерского мастерства и самостоятельности.
Киноуспех Константина Райкина
Параллельно с театральной карьерой к Райкину пришла всенародная известность благодаря кино. Роли в фильмах «Много шума из ничего» (1973), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) и особенно пронырливый и харизматичный слуга в музыкальной картине «Труффальдино из Бергамо» (1976) сделали его узнаваемым и любимым зрителями актером.
Впечатляет, что все трюки в этих картинах и более позднем фильме «Остров погибших кораблей» (1987) Райкин исполнял сам, отказываясь от дублеров. Физическая подготовка, пластичность и музыкальность сделали его одним из самых разносторонних актеров своего поколения.
Однако при всем успехе в кино настоящей страстью для Константина Аркадьевича всегда оставался театр. «Кино не может дать актеру то, что дает театр, — говорит Райкин. — Кино использует то, что артист уже умеет. А научиться и уметь можно только в институте и в театре. Царство артиста — в театре», — подчеркивал он.
Рождение «Сатирикона»
Поворотным моментом в биографии Райкина стало решение вернуться к отцу в 1981 году. В 1982-м театр из Ленинграда переехал в Москву и получил название Государственного театра миниатюр. После смерти Аркадия Райкина в 1987 году его переименовали в «Сатирикон».
В 1988 году Константин Райкин стал художественным руководителем театра. Это было смелое решение — не просто продолжать дело отца, но создать принципиально новый проект. Но если театр миниатюр Аркадия Райкина строился вокруг своего лидера, его неповторимой актерской индивидуальности, то «Сатирикон» Константина Райкина стал театром-ансамблем, где главное — коллективное творчество.
«Я жаждал театральной поэзии, метафизики, смещений реальности, преувеличений, театральной фантасмагории, когда актеру приходится лицедействовать, кардинально меняться. Для этого нужен совсем другой круг драматургии — Шекспир, Гоголь, Гофман, Булгаков, комедия дель арте», — объяснял Райкин-младший свое видение театра.
Ключевым моментом становления нового «Сатирикона» стало приглашение Романа Виктюка для постановки «Служанок» по пьесе Жана Жене (1988). Этот спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы и сразу вывел театр в авангард столичной сцены.
За «Служанками» последовали работы с другими знаковыми режиссерами — Петром Фоменко, Робертом Стуруа, Валерием Фокиным, Юрием Бутусовым. При этом Райкин и сам развивался как режиссер, поставив целый ряд значимых спектаклей.
Театральный педагог Константин Райкин
Отдельная и чрезвычайно важная глава в жизни Константина Райкина — его педагогическая деятельность. С 2001 года он вел курс в Школе-студии МХАТ, воспитав три поколения актеров. А в 2012 году осуществил давнюю мечту — открыл собственную «Высшую школу сценических искусств» (Театральную школу Константина Райкина).
«Я более 45 лет преподаю, — говорит Райкин. — Всегда знал про себя, что я не только артист и должен еще в чем-то реализоваться».
К студентам он предъявляет высочайшие требования — занятия идут шесть дней в неделю с утра до позднего вечера. Первые два года студентам запрещено сниматься в кино. Режим суровый, но оправданный, по мнению мастера. «Мне важно, чтобы они сохранили верность театру. Надо уметь полюбить роль, какую тебе дали. Не ту, которая по центру, такую роль и дурак полюбит, а ту, в которой шесть слов. Вот в чем профессионализм», — говорит он.
Выпускники Райкина составляют костяк труппы «Сатирикона», что позволяет театру сохранять свежесть и энергию, несмотря на солидный возраст. «Живая кровь» молодых актеров — это то, что позволяет «обмануть судьбу», по выражению Олега Табакова, которого Константин Аркадьевич считает одним из своих учителей.
Личная жизнь Константина Райкина
Первый брак, с Еленой Курицыной, и второй — с Алагез Салаховой — закончились разводами. Однако третий брак, с актрисой Еленой Бутенко, длящийся уже более 35 лет, оказался счастливым. В этом союзе родилась дочь Полина, продолжившая актерскую династию и также работающая в «Сатириконе».
Елена Бутенко — не только «жена при знаменитом муже», но и его коллега: она возглавляет актерский факультет Высшей школы сценических искусств и играет в театре.
Общественная позиция: защитник свободы творчества
Константин Райкин известен не только как выдающийся театральный деятель, но и как человек с четкой гражданской позицией. Его выступление на съезде Союза театральных деятелей в 2016 году, где он говорил о недопустимости цензуры и вмешательства государства в искусство, вызвало широкий общественный резонанс.
«Искусство и нужно для того, чтобы сделать жизнь ощутимее», — говорил Райкин, объясняя свое кредо. При этом он подчеркивал: «Театр — это болевое искусство. Всегда целый букет ощущений — если, конечно, серьезный театр. И зрители по-разному реагируют».
По его словам, он продолжает вести внутренний диалог с отцом и уверен, что Аркадию Исааковичу понравилось бы то, что происходит сегодня на сцене «Сатирикона».
«Однажды он рассказывал мне про какого-то замечательного музыканта. Мне, маленькому мальчику рассказывал, и я в какой-то момент по детской бестактности спросил: «Папа, а кто знаменитей, он или ты?» Он вдруг сразу помрачнел и сказал: «Никогда мне больше таких глупых вопросов не задавай». Он умел еще сгустить пространство, то есть не кричал, но как-то умел сделать так, что всем становилось неуютно. Это делалось просто легким движением век, они у него опускались, и всё — я вдруг понимал, что «ой, я что-то натворил». Эти его слова я на всю жизнь запомнил. То есть понял, что есть вещи гораздо более важные, чем известность и слава», — рассказывал Константин Райкин.
Секрет долголетия в профессии: как сейчас живет Константин Райкин
Что помогает Константину Райкину в 75 лет оставаться действующим актером, режиссером, педагогом и руководителем одного из ведущих российских театров?
Сам он считает, что важно «не потерять ощущение ученичества, ведь учитель — это тот же ученик. Как только становишься мэтром — наступает смерть». Эта постоянная внутренняя работа, готовность меняться, учиться у молодых — ключевой фактор его творческого долголетия.
Важным элементом остается и унаследованная от отца строгость к себе, доходящая до самоедства. После спектаклей Константин Аркадьевич, как когда-то Аркадий Исаакович, может сказать: «Как я ужасно сегодня играл». Даже если зал рукоплескал стоя.
Возможно, именно это редкое сочетание безграничной преданности театру, необычайной работоспособности и постоянной внутренней неуспокоенности и делает Константина Райкина уникальным явлением российской культуры — человеком, создавшим не просто театр, а целую творческую вселенную со своими законами и ценностями.
«Меня все время удивляет жизнь», — говорит Константин Райкин. И в этой открытости миру и заключается главный секрет его удивительной творческой молодости.
Цитаты Константина Райкина
- «Многие меня видели только в кино, большинство меня вообще знают только как сына Райкина, а на самом деле я театральный артист».
- «Я очень некрасивый человек, не заслуживающий никакого внимания. А если чуть повнимательнее к людям относиться, то моя внешность — можно сказать, почти интересная, актерская. Я могу сколь угодно себя уродовать».
- «Идея может быть замечательной, но, если эту идею воплощают недостаточно одаренные люди, она распадается, немало таких примеров. И поэтому надо беречь замечательно одаренных людей».
- «Мне вообще не надо командовать, для меня моя власть в театре — это совсем не цель, а только средство. В какой-то момент, который вполне недалек, я почувствую, что этому театру мешаю, что я его в чем-то торможу. И тогда я тут же уйду в сторону».
- «Сейчас, как мне кажется, не надо заглядывать вперед. Театр должен заниматься, по меткому определению Михаила Жванецкого, «неприятностями по мере их поступления». Я понимаю, что можно что-то предсказывать, предугадывать или предвидеть. Но это скорее предназначение литературы, поэзии. Главная же цель театра — это сегодняшний день. Потому что зритель понимает про себя здесь и сейчас, и именно для этого он приходит в театр».
- «Актер — это же человек, которому мало жизни собственной, ему надо прожить еще иную жизнь».
- «Режиссура — наука о том, как сделать так, чтобы зрителю было интересно. И всё! Остальные рассуждения от лукавого».
- «Люди иногда бывают такими фантастически великодушными, талантливыми, тонкими, что просто взлететь хочется».
- «Жизнь зависит от того, как прошел спектакль. Если хорошо — не зря живу. Спектакль — это концентрация всего. Важно, чтобы была не служба, а служение»
Ранее мы рассказали о творческой и личной судьбе актера Бориса Хмельницкого.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».