Банки хотят обязать возвращать клиентам украденные мошенниками деньги. У инициативы есть подводные камни
Юрист Семеновский: украденные деньги с карты можно вернуть, если клиент не участвовал в операции
Новая обязанность для банков
Российские банки хотят обязать выплачивать компенсации клиентам, у которых мошенники похитили средства. С таким поручением выступил президент. Проработкой механизма займутся Центробанк и правительство, сообщается на сайте главы государства. Российский премьер Михаил Мишустин и глава ЦБ Эльвира Набиуллина должны представить доклад по этому вопросу до 1 июля 2023 года.
Старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ и юрист Игорь Семеновский рассказал «Ямал-Медиа», что за сохранность денежных средств на карте отвечает банк, соответственно, и ответственность за кражу средств должна нести кредитная организация. Но только если деньги сняли без ведома и участия клиента. Например, если человек сам продиктовал номер карты, компенсации не получить.
Однако даже если кража произошла без участия держателя карты, доказать это и добиться возмещения средств крайне тяжело, отметил Семеновский. По мнению юриста, предложенный президентом механизм очень актуален.
«Это достаточно долгие судебные тяжбы. Суды встают на сторону граждан и защищает более слабую сторону отношений, но в тоже время банки стараются всеми способами, предусмотреть такую историю. То есть пытаются доказать, что именно гражданин хранил PIN-код вместе со своей картой или оставлял ее на просторах интернета, не соблюдал цифровую гигиену и прочее», — пояснил он.
Борьба с мошенниками породит новые схемы
Для того, чтобы возмещать клиентам украденные мошенниками деньги, Центробанк скорее всего создаст страховой счет, из которого будут выплачиваться компенсации. Поэтому банки не разорятся, выделяя деньги из своего кармана, полагает юрист. Он не исключил, что люди будут злоупотреблять таким механизмом.
«Граждане могут начать злоупотреблять правом на защиту своих денежных средства и под видом мошенничества заявлять, что их средства вывели. А сами они могут быть в сговоре с другими лицами, которым позволили свои средства таким образом украсть», — добавил он.
По его словам, банки будут более тщательно контролировать сохранность средств на счетах клиентов. Однако и сейчас у ЦБ есть ряд требований к системам безопасности кредитных организаций, и они регулярно совершенствуются.
Воровство денег со счетов не идет в карму банков. Это касается и хранения денег граждан, например, в банковских ячейках. Банки заинтересованы в первую очередь в создании систем безопасности, чтобы клиенты потом не предъявляли исковые требования, поскольку ответственность за хранение денег в банке лежит на самом банке.
Игорь Семеновский
юрист
Как добиться возвращения украденных средств
Если уже произошел факт списания денежных средств без вашего участия, в первую очередь необходимо уведомить об этом банк. Специалист порекомендовал сделать это различными формами: письменно в электронном виде, устно по горячей линии, в приложении. Сотрудники организации должны заблокировать карту, с которой совершили незаконную операцию.
Далее нужно написать заявление в полицию, чтобы правоохранительные органы смогли завести уголовное дело по факту хищения денежных средств. После этого полиция сама обратится в банк с просьбой начать проверку.
«Потом нужно в банк направить обращение с требованием вернуть незаконно использованные денежные средства. На это должны будут ответить, почему банк либо возвращает или не возвращает деньги. Параллельно можно направить в суд исковое заявление о возврате денежных средств, потому что закон о защите прав потребителей говорит, что именно банк отвечает за качество предоставления банковских услуг и поэтому на нем лежит ответственность о их сохранности», — заключил Семеновский.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».