Бензиновый вопрос: близок ли топливный кризис
Аналитик Фролов: цены на топливо в России стабилизируются в октябре
Ситуация с бензином в России в 2025 году
На заправках в Крыму, Запорожье и некоторых дальневосточных регионах на днях создался ажиотаж. Автовладельцы стояли в длительных очередях, а где-то полностью отсутствовал бензин АИ-95.
С начала текущего года розничные цены на бензин в России выросли примерно на 6%. А точнее, по состоянию на 18 августа рост составил 5,7%, следует из данных Росстата. Инфляция за этот период, по официальной информации, составила 4,2%. Особенно ощутимо цены на топливо пошли вверх с начала лета, ускорившись в августе.
Стоимость топлива серьезно различается в разных регионах. Так, в середине августа средняя цена бензина в Татарстане составляла 57,8 рубля за литр, а в Чукотском автономном округе — 75,6 рубля, согласно отчету статистического ведомства.
Причины резкого подорожания и нехватки бензина
Еще более резко, чем розничные, растут оптовые цены на топливо: с начала года — на 35%. Ключевой причиной эксперты называют перебои в работе НПЗ, писал RT. Речь идет о внеплановых ремонтах после технических сбоев и атак БПЛА. Усугубил ситуацию сезонный рост спроса, связанный с сельхозработами.
Ремонт на нескольких НПЗ проводят после атак беспилотников, сообщили «Известия». По данным издания, только в августе приостановили работу Сызранский, Новокуйбышевский, Саратовский и Волгоградский заводы. Части мощностей лишился Рязанский НПЗ.
БПЛА атаковали также Славянский и Афипский заводы. Пожар на Новошахтинском заводе потушили только 26 августа, спустя пять дней после атаки.
Как формируются цены на топливо в России
О механизме ценообразования в топливной сфере в России рассказал «Ямал-Медиа» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа — ключевая торговая площадка для автобензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов. Котировки, которые там формируются, влияют на оптовые цены. Однако те, в свою очередь, не отражаются напрямую на розничных, пояснил он.
По словам эксперта, розничные цены зависят от двух основных факторов. «Во-первых, это налоговая нагрузка, которая ежегодно увеличивается. Речь идет об акцизе, уплачиваемом с каждой тонны топлива, поступающего на внутренний рынок. Это плановое повышение закладывается в стоимость и систематически подталкивает цены вверх. Во-вторых, важную роль играют договоренности между правительством и нефтяными компаниями о сдерживании роста розничных цен в пределах уровня годовой инфляции», — рассказал Александр Фролов.
Даже при значительных колебаниях оптовых цен на бирже, будь то рекордные скачки или снижение, розница в любом случае будет постепенно расти, резюмировал эксперт. «Это не хорошо и не плохо, это особенность рынка, которую важно понимать», — отметил он.
Почему биржевые цены пошли вверх
Повышенную волатильность Александр Фролов связывает с новостным фоном. Эксперт напомнил, что статистика по объемам производства нефтепродуктов в нашей стране закрыта, а в таких условиях любые сообщения могут быть интерпретированы как сигнал о том, что бензина или дизтоплива может не хватить.
«Сообщения о внеплановых ситуациях на НПЗ провоцируют тревогу среди участников рынка, причем порой необоснованную. Например, недавний пожар на Новошахтинском заводе люди могли связать с возможной нехваткой нефтепродуктов на юге страны. Однако предприятие это в основном ориентировано на экспорт, и его влияние на внутренний рынок России ограничено».
Александр Фролов
заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Оптовые покупатели, опасаясь реального дефицита или действий других участников, торопятся закупаться, а это отражается на ценах. «Проблемы в нефтеперерабатывающей сфере есть, как и факты атак на НПЗ. Однако их последствия, их реальное влияние на внутренний рынок оценить сложно в силу закрытости информации», — отметил эксперт.
Почему растут розничные цены
Автовладельцы ведут себя подобно участникам торгов, когда спешат на АЗС с канистрами. «Объем потребления возрастает, и топливо просто не успевают подвозить. Так возникает локальный дефицит», — рассказал Александр Фролов. Эксперт обратил внимание и на другой фактор: при текущих высоких оптовых ценах на заправках становится невыгодно продавать бензин.
«Некоторые сети просто минимизируют закупки топлива, на котором они не смогут зарабатывать. При этом они будут ссылаться на некие «логистические проблемы». Как правило, речь идет о марках АИ-92 и АИ-95. В то же время более премиальные марки топлива и дизель, которые дают хорошую прибыль, остаются в наличии».
Александр Фролов
заместитель генерального директора Института национальной энергетики
По мнению эксперта, ситуация должна стабилизироваться к октябрю, когда завершится сезон высокого спроса.
О чем говорили на совещании в правительстве
25 августа прошло заседание, посвященное ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Его провел заместитель председателя правительства РФ Александр Новак. Участвовали представители заинтересованных ведомств, Петербургской биржи, нефтяных компаний, а также депутаты.
В официальном сообщении по итогам заседания отмечаются следующие моменты:
- Цены на топливо на Петербургской бирже снижаются последние два дня благодаря принятым мерам — повышению объемов продаж и своевременной отгрузки в регионах.
- Федеральная антимонопольная служба возбудила несколько дел в связи с завышением розничных цен на АЗС в отдельных регионах.
- Действующий запрет на экспорт бензина для всех участников рынка будет продлен.
О других затронутых на совещании вопросах рассказали «Известия» со ссылкой на источники. Так, в стране планируют создавать профицит бензина уже с сентября, по завершении ремонтов на НПЗ. Ожидается, что для внутреннего рынка ежемесячно будет производиться 3,4 миллиона тонн (при текущем потреблении 3,18 миллиона тонн). В частности, стало известно, что на восстановленном заводе в Астрахани в ближайшие дни начнется выпуск топливной продукции.
Ранее мы рассказали о новых пошлинах на алкоголь.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».