http://Top.Mail.Ru
Богатырь Святогор: кто такой, былины, день памяти, традиции, | Ямал-Медиа
02 декабря 2024, 13:23 (обновлено: 02 декабря 2024, 13:52)

Богатырь Святогор: обреченный герой русского былинного эпоса

3 ноября отмечается день памяти славянского богатыря Святогора

Святогор — один из самых древних богатырей восточнославянской мифологии и древнерусского эпоса. Он символизирует мощь язычества, канувшего в небытие с приходом христианства. День его памяти отмечается 3 декабря.

Кто такой Святогор-богатырь и почему его так зовут

Святогор, наряду с Вольгой Святославичем и Микулой Селяниновичем, относится к трем старшим богатырям древнерусских былин. «Старшими» их называли не из-за возраста или власти над младшими богатырями, а из-за их архаического происхождения и связанных с этим необычайной силы и независимости. Они не служили ни князю Владимиру, ни Русской земле, жили в стороне от других богатырей. Их образы более сказочные, даже мифические, историки с трудом находят в былинах о них элементы реальной действительности Древней Руси.

По одной из версий, отец Святогора — бог-творец Род, мать — Сыра Земля, по другой — его родителем был великан-слепец, олицетворение Смерти. В апокрифической былине «Погребение Святогора» (вариант былины «Смерть Святогора») называется и его отчество — Романов (Романович), что нетипично для фольклорной традиции.

Миссия богатыря, по популярной у неоязычников версии, заключалась в охране порядка в Яви от Нави у Мирового Древа — дуба — символа всех уровней бытия и перехода между мирами: корни — в подземном мире, ствол — это земное пространство, а ветви — дорога в небеса. Древо находилось в Святых горах, отсюда и имя богатыря.

Фото: Valentyn Irin/Shutterstock/Fotodom
Фото: Valentyn Irin/Shutterstock/Fotodom

Святые горы, по самой распространенной версии, находятся у Свято-Успенской Святогорской лавры, основанной византийскими монахами или выходцами из Киева на подконтрольной тогда Чернигову земле (ныне в Донецкой области), у реки Северский Донец. Уже в XI веке здесь, в меловых горах, появились первые пещеры для отшельников. Монастырь имел не только религиозное, но и военное значение. В связи с этим возникла еще одна версия о происхождении Святогора — в результате контаминации (наложения нескольких сюжетов, образов, в том числе из эпохи архаики и исторических времен — прим. ред.). «Скорей всего, в нашем случае имя (точнее, прозвище) Святогор указывало именно на связь некоего черниговского богатыря со Святогорским монастырем (не исключено, что в первоначальном тексте упоминалось и само имя этого богатыря), и лишь гораздо позже сказителями из крестьянской среды на него были наложены представления», — пишет доцент кафедры русского языка и литературы историко-филологического факультета ЧелГУ Михаил Родионов.

По былинам, Святогор был огромным гигантом, настолько великим, что мать — Сыра Земля с трудом выдерживала его вес. При его передвижении всё в округе дрожало, леса клонились долу, а реки выходили из берегов. Его доспехи и оружие были пропорциональны его великанским размерам. Легенды добавляют, что меч-кладенец ему выковал сам бог Сварог из упавшего с неба железа. По одной из гипотез, богатырь и вовсе был хтоническим чудовищем, возможно, драконом.

Знаменитый исследователь славянского фольклора Александр Афанасьев утверждал, что эпос о Святогоре доказывает связь между славянским, скандинавским и кельтским эпосами — всюду почитали горных великанов. Однако академик Борис Рыбаков, специалист по культуре Древней Руси, утверждал славянское происхождение Святогора. Он считал, что богатырь был не просто воином, а жрецом или даже князем, так как в славянских языках эти слова звучат схоже. Например, у поляков князь — это «ksiaze», а жрец — «ksiadz», у чехов оба слова звучат как «knez». Часто правители у славян исполняли роль верховных священнослужителей, что делает теорию Рыбакова вполне обоснованной. А по мнению советского филолога-фольклориста Владимира Проппа Святогор представлял собой воплощение первобытной силы, неприменимой в обычных условиях и поэтому обреченной на гибель

Фото: 3d_and_photo/Shutterstock/Fotodom
Фото: 3d_and_photo/Shutterstock/Fotodom

Есть и возможная могила Святогора. Так, в 1872 году под Черниговом археологи нашли курганное захоронение, ранее известное как «Гульбище», где с почестями был похоронен человек огромной силы. Длина его меча с рукоятью — 1,26 метра, ширина клинка — 6,5 сантиметра. Чтобы свободно владеть таким оружием, человек должен бы быть не ниже 215 сантиметров. Стремена для его коня также были в 1,5 раза шире обычных, а диаметр деревянной чаши для медовухи составлял 40 сантиметров против стандартных 15.

Былины и сказания о Святогоре

Древние сказители с особой трагичностью и величием воспевали судьбу Святогора, обреченного на гибель. Всего о нем существует семь сюжетов, три из которых завершаются его смертью. Из-за этого невозможно создать цельное повествование о богатыре-великане. Но примерный ход событий восстановить можно.

Женитьба Святогора-богатыря

Сюжет повествует о первой встрече Святогора с неумолимой судьбой. В горах богатырь встречает вещего кузнеца — бога Сварога, который предсказывает ему, что Святогор найдет супругу в Поморском царстве — красавицу Пленку Поморскую. По другой версии, о женитьбе на змеедеве ему сообщает богиня Макошь.

Фото: Kalleeck/Shutterstock/Fotodom
Фото: Kalleeck/Shutterstock/Fotodom

Однако, прибыв на место, богатырь обнаруживает там лишь «чудище в гноище». Он убивает его, оставляет рядом с ним в качестве виры (штрафа за убийство) деньги и уходит.

Спустя время из останков чудища появляется красивая девушка. Она находит деньги, покупает корабли и товары, становится богатой купчихой. На своих кораблях, нагруженных подарками, она плывет к Святым горам, где и находит своего суженого.

Судьба неотвратима — Святогор узнает в девушке чудище по шраму на ее груди. Но свадьба всё равно состоялась. Эта история отражает архаичную славянскую веру в неизбежность рока.

Ослепление Святогора

Этот сюжет перекликается с библейской легендой о Самсоне и Далиле.

Жена Святогора решает отомстить за попытку убить ее при первой встрече. Хитростью она узнает, что сила мужа сокрыта в семи белых волосках на его голове. Она обрезает волосы и ослепляет его. Незрячий богатырь скитается по миру с верной служанкой, которая становится его «глазами». Когда волосы отрастают и сила возвращается, он просит служанку привести его домой.

Там, на пире, жена развлекается с любовниками. Разгневанный Святогор рушит дом и погибает под его обломками вместе с женой.

В других сказаниях сила Святогора не связана с волосами.

Святогор и Илья Муромец

Сюжет повествует о встрече Святогора и Ильи Муромца, которая приводит к их братскому союзу. Илья, путешествуя, находит богатый шатер и засыпает в нем. Вскоре его будит шум — возвращается хозяин шатра, великан Святогор, который несет ларец с женой. Илья, испугавшись, прячется на дереве и наблюдает, как Святогор выпускает из заточения супругу и проводит с ней время.

Когда Святогор засыпает, его жена, заметившая Илью, заставляет его спуститься и соблазняет его. Под угрозой разоблачения, она вынуждает богатыря сесть с ней в сундучок. Проснувшись, Святогор продолжает путь, но его конь жалуется на тяжесть. Открыв ларец, богатырь обнаруживает Илью, который признается в содеянном. Святогор убивает неверную жену и называет Илью своим младшим братом.

Памятник Илье Муромцу в Муроме. Фото: Pukhov K/Shutterstock/Fotodom
Памятник Илье Муромцу в Муроме. Фото: Pukhov K/Shutterstock/Fotodom

Этот сюжет отражает традиционный ритуал наказания неверной жены в былинах после испытания «богатырской силы» и имеет параллели с одной из сказок «Тысячи и одной ночи», где джинн тоже носит жену в ларце.

Святогор и поленица

Святогор тридцать лет ведет бой со степной поленицей (девой-воительницей). Силы равны, никто из них не может одолеть другого. Тогда Святогор зовет на помощь своего побратима Илью Муромца.

Илья проявляет мастерство и ловкость, сбивает воительницу с коня ударом меча. Она угрожает ему, но богатырю ее угрозы нипочем, он отрубает ей голову.

Победа Ильи Муромца символична: поленица — это кочевые орды, исконные враги Руси, а богатыри должны защищать свои земли. Святогор же обладает нечеловеческой силой, то есть не принадлежит христианскому и вообще этому миру, и потому не может совершать здесь подвиги.

Святогор и сума переметная

Сюжет встречается во множестве вариаций. По одной из них, Святогор похваляется своей силой богатырской, и старцы указывают ему путь к переметной суме. По другой, он встречает пахаря-богатыря Микулу Селяниновича, который, уступая Святогору в физической мощи, легко поднимает суму, что вызывает у гиганта зависть и стремление повторить подвиг. Либо же Святогор случайно находит суму и сталкивается с ее неподъемной тяжестью.

Переметная сума символизирует центр земли, вмещающий всю земную силу. Земля не может удержать Святогора, но сможет ли он ее поднять?

Святогор поднимает ее, но лишь на мгновение. От натуги из его глаз идет кровь, и, оторвав суму всего на несколько вершков, он уходит в землю сначала по колено, затем — по грудь, и только его конь спасает его от гибели. Но в некоторых вариантах былины Святогор гибнет, поглощенный землей. «Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и как бесполезная сила он должен был погибнуть, когда люди научились возделывать землю», — писал русский фольклорист Владимир Аникин.

Фото: Alexander Rodnik/Shutterstock/Fotodom
Фото: Alexander Rodnik/Shutterstock/Fotodom

Этот сюжет символизирует возвращение Святогора к хтоническим силам, от которых он произошел, и неизбежный финал обреченного языческого героя.

Cмерть Святогора

Сюжет о смерти Святогора и его гробе — это знак перехода от мифического времени к историческому периоду, когда древние силы сменяются новыми.

Действие происходит под Мировым Древом — дубом, где богатырь сталкивается со своей судьбой в виде хрустального (вариант — каменного) гроба, на котором видна надпись «Кому суждено в гроб лечь, тот в него и ляжет». Он предлагает своему названому брату, Илье Муромцу, проверить домовину, но та ему не подходит. В конце концов Святогор сам ложится в гроб и просит побратима закрыть крышку, которая больше не открывается. Илья пытается освободить Святогора, но каждый удар меча лишь скрепляют гроб всё новыми железными обручами, символизируя необратимость смерти.

Перед смертью Святогор предлагает Илье принять его силу, но тот отказывается, помня рассказы матери о запретах из «иного царства». В других версиях Илья отказывается, считая свою силу достаточной, либо Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, всё-таки успевает вдохнуть свою неземную мощь в богатыря из Мурома.

Иван Билибин «Илья Муромец и гроб Святогора». 1912 г. Источник: rusmuseumvrm.ru
Иван Билибин «Илья Муромец и гроб Святогора». 1912 г. Источник: rusmuseumvrm.ru

Происхождение пустого гроба неясно: иногда его вырубают и приносят два странника, либо он стоит на границе Руси и горной страны — входа в царство мертвых, откуда Святогору, по его языческой судьбе, дороги в христианский мир нет.

Отец Святогора и Илья Муромец

История о смерти Святогора получила продолжение в некоторых версиях былин, где упоминается его отец. По традиции умирающий имеет право на последнее желание, которое должно быть выполнено. Святогор просит Илью Муромца поехать к его слепому отцу и передать просьбу о вечном прощении. В древней Руси «слепыми», «темными» называли не только незрячих, но и умерших, что по сути означает, что Илья должен посетить царство мертвых.

Похоронив Святогора, он отправляется выполнять его последнее желание, находит дом отца Святогора, проезжает мимо и выкрикивает весть о смерти. После богатырь слышит посвист и едва успевает уклониться — так старец (сама Смерть) ищет его. Но пока не находит — она слепа. Не видит старца, сидящего в доме, и сам Илья, однако находит вход в горницу и затем рассказывает о гибели Святогора, повторяя все ранее сказанное.

Повторение сюжета подчеркивает переход Ильи из мира живых в мир мертвых. В финале Илья подает старцу палицу вместо руки, и тот признает его силу и доблесть. Завершается былина словами о защите Руси, что позднее стало лейтмотивом всей русской эпической поэзии и патриотической литературы.

День памяти богатыря Святогора: традиции

На день памяти богатыря 3 декабря в селениях устраивали праздники, где молодые люди соревновались в силе, а девушки пели песни о том, как их любимые защищают родную землю и возвращаются.

В этот день также проводились обряды, связанные с почитанием предков и природных сил. Люди собирались на святых местах, чтобы вознести молитвы и благодарности Святогору за защиту и благополучие. Неоязычники практикуют эти традиции и по сей день.

Андрей Рябушкин «Витязь». 1893 г. Источник: artsacademymuseum.org
Андрей Рябушкин «Витязь». 1893 г. Источник: artsacademymuseum.org

Считалось, что если в этот день выпадет снег, то через полгода, 3 июля, будет дождливо. Пение снегиря в этот день предвещало метель.

Люди, занимавшиеся магией, проводили на день Святогора очистительные ритуалы для изгнания нечистой силы из дома. Путешествия в этот день не приветствовались, а если дорога была неизбежна, маги ставили защиту на путника.

В наши дни в школах и культурных центрах проводятся лекции и уроки, посвященные истории и значению древнерусских былин и сказаний о Святогоре. Это позволяет молодому поколению лучше узнать и понять народную культуру и традиции.

Образ богатыря Святогора в искусстве

Былины о славянском герое весьма противоречивы, однако они стали источниками сюжетов для многочисленных живописных произведений.

Николай Рерих «Святогор»

Картина создана в 1938–1942 годах, символизирует силу и дух русского народа. Богатырь, охраняющий вход в горы, сидит на коне, его рост сопоставим с высотой гор на заднем плане. Героя обволакивают нежно-фиолетовые облака, символизируя его сказочность, а, возможно, богатырь — это и вовсе мираж.

Николай Рерих «Святогор». 1938–1942 гг. Источник: roerich-heritage.ru
Николай Рерих «Святогор». 1938–1942 гг. Источник: roerich-heritage.ru

И хотя еще до создания картины Рерих путешествовал по Гималаям, что за горы изображены на холсте, остается загадкой. Сегодня это произведение хранится в Государственном музее искусства народов Востока в Москве.

Иван Билибин «Илья Муромец и Святогор»

Иван Билибин создал множество произведений на фольклорные темы. На иллюстрации к былине «Илья Муромец и Святогор» изображена встреча двух богатырей. Илья Муромец поднялся на гору, чтобы обрести богатырскую силу, а согнувшегося под бременем ларца Святогора вскоре поглотит земля.

Иван Билибин «Илья Муромец и Святогор». 1940 г. Источник: rusmuseumvrm.ru
Иван Билибин «Илья Муромец и Святогор». 1940 г. Источник: rusmuseumvrm.ru

Изображение изобилует деталями, особые акценты — на гриве коня Святогора и доспехах богатырей. Оригинал иллюстрации, созданной в 1940 году, находится в Государственном Русском музее.

Константин Васильев «Дар Святогора»

Художник изобразил могучего воина восточных славян — Святогора, передающего свой легендарный меч-кладенец Илье Муромцу. Святогор в традиционном шлеме и с длинной бородой олицетворяет гармонию физической силы и духовной мощи. Картина, выполненная гуашью, включает элементы графики.

Константин Васильев «Дар Святогора». 1974 г. Источник: museum-slav.com
Константин Васильев «Дар Святогора». 1974 г. Источник: museum-slav.com

Произведение создано в 1974 году, входит в цикл, посвященный древнерусским былинам. В работах цикла художник стремился достоверно передать элементы вооружения и одежды воинов, включая орнаменты на плащах и структуру плетения кольчуг. «Дар Святогора» находится в столичном музее славянской культуры имени Васильева.

Ранее мы рассказали, почему жизнь богослова Иоанна Златоуста стала борьбой.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.