Проклятые лайнеры. Брат-близнец «Титаника» потерпел крушение 105 лет назад
Проклятие «Титаника»
В начале прошлого века британская судостроительная компания «Уайт Стар Лайн» вложила огромные деньги в строительство трех гигантских лайнеров длиной почти 260 метров и шириной около 30 метров. Они должны были стать самыми-самыми: большими, роскошными, надежными, непотопляемыми. Но только одному из них, «Олимпику», было суждено отслужить свой срок.
«Титаник» строили вторым по счету. Его размеры и архитектурное совершенство поражали. В свой первый и последний рейс лайнер отправился 10 апреля 1912 года, а четыре дня спустя он столкнулся с огромным айсбергом. Борт лайнера был распорот на 90 метров. «Титаник» мог держаться на плаву в случае затопления четырех отсеков — айсберг повредил ему пять.
Не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, маневренности, чтобы уклониться от столкновения, возможно, и внимательности экипажа. «Титаник» постепенно заливало водой. Он ушел под воду за 2,5 часа, унеся с собой жизни около 1,5 тысячи человек.
Брат-близнец
Крушение «Титаника» показало кораблестроителям, что они были слишком самонадеянными. «Уайт Стар Лайн» существенно доработала «Олимпик» и улучшила строящийся «Британник». Последний должен был стать еще более непотопляемым. У лайнера появились дополнительные водонепроницаемые отсеки, усиленные борта. Теперь он выдержал бы затопление шести отсеков, но и этого оказалось недостаточно.
В начале 1914 года «Британник» спустили на воду, и тут началась Первая мировая война. Круизный лайнер переделали в госпиталь. Каюты на верхних палубах оборудовали под палаты, а в гостиной и обеденном зале первого класса установили операционное оборудование. На «Британнике» могли поместиться более трех тысяч пациентов. Он ходил между островом Лемнос в Эгейском море и Великобританией, перевозил раненых.
Последняя миссия
«Британник» выполнил шесть рейсов на остров Лемнос. В ноябре 1916-го лайнер отправился в свой последний поход. На борту были 1065 человек — экипаж и медицинский персонал.
Утром 21 ноября на судне внезапно произошел взрыв, оно начало крениться набок и погружаться носом в воду. Командир экипажа попытался посадить лайнер на мель, но рулевой механизм отказал.
«Британник» еще двигался, винт вращался, поэтому команда запрещала спускать на воду шлюпки. Кто-то не послушался — под вращающимся винтом погиб 21 человек. Еще девять участников рейса погибли на судне.
Удивительно, что среди выживших оказались медсестра Вайолетт Джессоп и кочегар Артур Джон Прист. Четыре года назад они были среди семи сотен выживших после катастрофы на «Титанике».
Причины гибели
Усовершенствованный и доработанный, «Британник» должен был быть надежнее своего предшественника. К всеобщему удивлению, он затонул еще быстрее, всего за 55 минут. Это породило множество слухов о причинах крушения.
По официальной версии, «Британник» столкнулся с немецкой морской миной. Но это предположение вызывает сомнения: лайнер был настолько большой и совершенный, что мина не могла потопить его так быстро.
Есть версия о том, что «Британник» тайно перевозил боеприпасы и оружие. Во время войны такие перевозки на госпитальных судах были нередки, хотя и нарушали законы разных стран.
Экспедиции к месту крушения «Британника» не разрешили загадку его гибели. В трюмах лайнера не нашли оружие или боеприпасы.