Речь чиновников хотят приблизить к народу. Задача сложная, но выполнимая
Филолог Баранов: для значимых улучшений одного пособия по общению с населением для чиновников мало
Пособие для чиновников
Пособие Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ по общению госслужащих с населением должны выпустить 30 января, сообщили «Известия». В нем авторы объясняют, что обилие длинных и малозначащих оборотов только отталкивает россиян от власти.
Специалисты отметили, что у людей создается впечатление, что в госструктуре работают низкоквалифицированные люди, которые копируют шаблоны, а не вникают в проблему. После дежурных отписок россиянам больше не хочется обращаться к правительству с просьбами о помощи.
В пособии приводятся реальные неудачные ответы чиновников, где за канцеляризмами кроется безразличие властей к просьбам людей. Так, есть ответ одного из органов власти, где заявителю предлагается обратиться «посредством муниципальных услуг Московской̆ области и направить личное обращение заявителя в ТСП».
«Но среднестатистический гражданин России, особенно человек преклонного возраста, вполне может не знать этого сокращения и уж точно не догадается о его содержании», — обращает внимание автор методички.
Также ветерану, который обратился за сведениями о предоставлении жилья, сообщили, что «меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются за счет субвенций, предоставленных бюджетам РФ из федерального бюджета». А многодетной семье, которую интересовали льготы, отправили скопированные строки из регионального закона. По мнению экспертов, такие шаблонные ответы раздражают людей и контакт населения и органов власти теряется.
Сопереживать через речь
Также авторы методички отметили, что в основе реакции госорганов должна лежать эмпатия. Чиновников призывают учитывать и понимать, кому они отвечают: какого возраста человек, какое у него образование и жизненная ситуация.
Однако специалисты сомневаются, что пособие поможет наладить контакт населения с органами власти. Доктор филологических наук и завотделом института русского языка РАН Анатолий Баранов в беседе с «Ямал-Медиа» поддержал создание пособия для чиновников, но отметил, что изменить подачу информации быстро вряд ли получится.
«Это [перейти на понятный язык] трудно, но любая деятельность в этом направлении может только приветствоваться. У них [чиновников] свой язык, который очень трудно в одночасье исправить. <…> Я боюсь, что оно [пособие] не даст результата», — добавил он.
Баранов рассказал, что госслужащим необходимо не только говорить на понятном для россиян языке, но и быть вежливыми и дружелюбными к народу. Только такой комплекс именно «не речевых» практик позволит наладить коммуникацию с людьми. «Простой ясности общения и простого диалога недостаточно», — подчеркнул специалист.
Перейти со сложного языка на простой и снизить агрессию россиян по отношению к властям непросто, но возможно. Баранов привел в пример общение сотрудников МФЦ с посетителями, по его словам, оно больше «не вызывает негативной реакции» как это было раньше.
Не только словом
Эксперты отметили, что, если просто раздать чиновникам пособия, отвечать по новым правилам они вряд ли начнут. Чтобы рекомендации реально заработали, стоит применить ввести систему оценки их работы со стороны населения. Например, собирать отзывы с россиян: получили ли ответ на вопрос полностью или частично, удовлетворены ли ответом или нет.
Анатолий Баранов также отметил, что пособие — это всего лишь вспомогательный инструмент в изменении отношения властей к просьбам россиян. Он предложил ввести открытые лекции и мастер-классы для чиновников, после прохождения которых они смогут сдать экзамен. «Одного пособия недостаточно, нужна практика», — заключил специалист.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».