Новые учебники истории в школах: что будут изучать старшеклассники
Член научного совета РВИО Никифоров ответил критикам новых учебников истории
Содержание учебника
Создатели учебника, а это десятки профессионалов, подчеркивали, что не расставляли какие-либо смысловые акценты — мнение об историческом событии ученики должны сформировать самостоятельно. В этом школьникам помогут современные технологии — госучебник оснащен электронной версией и QR-кодами, с помощью которых можно ознакомиться с архивами, посмотреть фильмы и посетить сайты музеев.
К плюсам единого учебника специалисты отнесли уход от европоцентризма — больше внимания уделяется историческому развитию азиатских и африканских стран. Кроме того, авторы синхронизировали историю России и всеобщую историю.
С помощью учебника «Истории России» для 11 класса старшеклассники ознакомятся с событиями с 1945 года по начало XXI века. В издание вошли сведения о расширении НАТО на восток, позиции России по этому вопросу, обострении отношений РФ и США, событиях «Крымской весны» и начала специальной военной операции.
Претензии иноагентов
Затрагивающий современность блок учебника вызвал у критиков претензии, с которыми не согласен представитель авторского коллектива единого госучебника по истории, кандидат исторических наук, член научного совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Юрий Никифоров. Он считает, что в основном беспочвенная критика издания исходит от релокантов и иноагентов.
«Эта критика, естественно, не содержит сколько-нибудь аргументированного разбора тех или иных ошибочных (по их мнению) положений или указаний на ошибки в фактологии. Главная цель — воздействовать на эмоции широкой аудитории с целью формирования негативного отношения к учебнику», — приводится мнение эксперта на портале «История.рф».
Избирательная критика
По словам Никифорова, претензии по существу тоже присутствуют, однако их количество незначительно. В основном противники преподавания истории по новому учебнику утверждают, что он призван «искоренить инакомыслие», а также указывают на якобы политизированный и пропагандистский характер изложения событий.
Член научного совета РВИО считает, что подобные претензии сугубо избирательны, поскольку обходят стороной содержание исторических учебников для остальных классов, а также наличие в новом учебнике материалов для самостоятельной работы и ссылок на дополнительные ресурсы, вырабатывающих познавательную самостоятельность школьников.
«Судя по всему, критики совершенно не представляют себе роль и место учебника в современной системе школьного образования (если не допустить, что это сознательная демагогия в рамках избранной им общей стратегии)», — добавил Никифоров.
Оценят педагоги
Эксперт подчеркнул, что образовательный канон задают не авторы конкретных школьных изданий, а документы нормативно-правового характера. А отказ от единого ядра в преподавании истории повлек бы за собой невозможность проведения ЕГЭ по этому предмету и превращение истории из учебного предмета в факультатив.
«Между тем учебники по «Истории России» и «Всеобщей истории» составляют единый учебно-методический комплекс. Авторами новых учебников успешно реализована идея синхронизации курсов отечественной и мировой истории в рамках единого школьного предмета «История». Соответственно, обе книги единого учебника («История России» и «Всеобщая история») дополняют друг друга как с научно-исторической, так и с учебно-методической точек зрения», — высказался эксперт об одном из главных достоинств нового учебника.
В заключение автор статьи рассказал, кто способен объективно оценить госучебник, — это педагоги российских школ. Никифоров признался, что с нетерпением ждет их заключения.
Самые важные и оперативные новости — в телеграм-канале «Ямал-Медиа».