Точки и смайлики. Как характер человека проявляется в переписке
Лингвист Базжина: в переписке нужно ориентировать свою речь на манеру общения собеседника
О чем скажет текст
Как мы понимаем, что человек расстроен, разозлен или счастлив? При личной встрече об этом нам говорят невербальные сигналы собеседника: интонация, жесты и движения, скорость речи. При виртуальном общении распознать настроение пишущего гораздо сложнее. Тем не менее переписки тоже могут быть достаточно информативны.
Анализом характеристик личности по речевой деятельности занимается сразу несколько наук: это и лингвистика, и психолингвистика, и в некоторых случаях психиатрия. Интересные исследования проводят психиатры. По отдельным текстам можно сделать довольно точные предположения относительно наличия у автора соответствующих расстройств.
Анна Кулик
руководитель АНО «Научно-исследовательский центр корпоративной безопасности»
По тексту тоже можно определить настроение автора. Хотя ошибки в словах и знаках препинания могут банально указывать на безграмотность, они также сигнализируют об эмоциональном состоянии пишущего. Например, когда человека одолевают бурные чувства, он может промахиваться по клавишам и писать с опечатками.
А выбор безличной формы предложений («Сообщение не получено» вместо «Я не прочитал сообщение») может говорить о том, что автор не хочет брать на себя никакую ответственность за сказанное.
Знай собеседника своего
Доцент института лингвистики РГГУ Татьяна Базжина рассказала «Ямал-Медиа», что нет однозначной корреляции между характером человека и качеством его текста. Форма переписки зависит от коммуникативных навыков и понимания того, как слова будут восприняты, что допустимо, а что нет.
Смайлы, стикеры и гифки сейчас стали допустимы даже в деловых переписках. Коллеги используют их в рабочих чатах, а учителя — в переписках с родителями. Есть и другие способы передать интонацию: капслок позволяет «повысить голос», а многоточие придает тексту глубокомысленность и недосказанность.
В переписках изменилось значение точки. Знак препинания стал выражением грубой интонации и часто воспринимается как агрессия. Хотя учителя, преподаватели вузов и другие люди, которые привыкли строго следовать правилам языка, с этим не соглашаются.
По мнению Базжиной, допустимость использования подобных средств выразительности зависит от того, в какой коммуникативной среде происходит общение. Это деловая переписка по электронной почте с потенциальным работодателем или неформальный чат с друзьями в мессенджере?
В переписке с незнакомым собеседником нужно сначала ориентировать свою речь на его манеру общения, соблюдать сетевой этикет и правила русского языка. Только при более близком общении, когда есть понимание допустимой и недопустимой для адресата формы диалога, нормы можно корректировать.
Сетевой этикет
Негласные правила общения в социальных сетях и мессенджерах формируются больше 25 лет. Сетевой этикет уже в порядке вещей, как деловой или корпоративный.
Странно выглядит, если собеседник пишет короткие, но частые сообщения и одно его предложение растягивается на 20 отдельных посланий. Неуместен и тот случай, когда человек строчит длинные поэмы в ответ на любой, даже несложный вопрос. Это две крайности, в которые не следует впадать.
Анна Кулик
руководитель АНО «Научно-исследовательский центр корпоративной безопасности»
По деловым вопросам необходимо писать только в рабочие часы и отвечать не позднее, чем раз в 10-15 минут. Голосовые сообщения допустимы только с согласия собеседника, потому что слушать их долго и неудобно. Стоит помнить, что смайлы и стикеры придают письменной речи душевности и помогают выразить эмоции, но они допустимы далеко не всегда.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».