Дамба на страже Санкт-Петербурга: от мечты до реальности
История создания дамбы в Санкт-Петербурге
Со времени основания Санкт-Петербурга в 1703 году наводнения стали неотъемлемой частью жизни горожан. Первое исторически задокументированное подтопление произошло уже в 1703 году, когда воды Невы поднялись на 2,8 метра выше ординара. С тех пор город пережил более 300 катастрофических потопов.
Проекты создания дамбы появлялись постоянно. Так, после катастрофического потопа 1824 года инженер Петр Базен разработал свой вариант: строительство сооружения в Финском заливе. Однако его замысел превосходил возможности эпохи и ресурсы казны. Поэтому возведение таких защитных объектов в Северной столице началось только в 1980 году: первый камень был заложен 1 октября. На протяжении десяти лет это была ударная стройка — сюда съезжались люди со всей страны.
К 1984 году приблизительно две трети работ по строительству дамбы были завершены. Остров Котлин окончательно стал полуостровом, у жителей Кронштадта появилась возможность добраться до материка по суше. Казалось, еще немного — и все будет готово… Но в 1987 году в Ленинграде возник скандал, разделивший горожан на сторонников и противников дамбы. Тогда выступали против всего и сразу: Ленина, КПСС, социализма, ну и, в довершение ко всему, дамбы.
Процесс возведения растянулся на несколько десятилетий. Период распада Советского Союза внес свои коррективы, и строительство временно приостановили, были разговоры даже о том, чтобы разобрать уже сделанное (правда, оказалось, что разрушать дороже, чем строить). В 2001 году возведение дамбы решили возобновить. Сроки сдачи долгостроя несколько раз переносились, в итоге комплекс защитных сооружений начал свою работу 12 августа 2011 года.
Из чего состоит и как работает дамба в Петербурге
Дамба выполняет сразу две функции: защищает город от наводнений и служит автомагистралью, соединяющей северный и южный берега Финского залива.
Объект представляет собой сложную систему защитных сооружений, включающую в себя 11 дамб, два судопропускных и шесть водопропускных сооружений. Общая протяженность этой изысканной архитектурной конструкции составляет около 25,4 километра.
Шесть водопропускных сооружений работают по одному принципу, обеспечивая свободное движение воды между Невской губой и Финским заливом и поддерживая привычную миграцию рыб и балтийских тюленей. Над каждым сооружением проходит автомобильный мост, внутри расположены мощные радиальные затворы весом от 280 до 350 тонн. Башни служат защитными оболочками для механизмов затворов.
Комплекс также включает два судопропускных сооружения. С-2 предназначено для прохождения средних и малых судов, в систему входят мост и затвор, расположенный на дне. Мост может подниматься на девять метров, хотя это давно не практиковалось из-за большей востребованности С-1, ключевого объекта комплекса.
По бокам от прохода размещены батапорты — крупные плавучие гидротехнические затворы длиной 122 метра. Они настолько массивные, что заметны на космических снимках. Процесс их закрытия занимает 45 минут с помощью специальной железной дороги. При угрозе наводнения затворы выдвигаются в судовой проход, заполняются водой и опускаются, тем самым обеспечивая защиту для морских ворот Санкт-Петербурга.
Для открытия воду откачивают из батапортов, возвращают их в сухой док, а рыбу, которая туда попала, вылавливают в качестве «бонуса» работники дамбы.
Кольцевая автодорога проходит под дном Финского залива: максимальная глубина тоннеля составляет 28 метров, а его длина — почти два километра. Команда диспетчеров следит за дорожной обстановкой, готовя сценарии действий на случай нештатных ситуаций, включая маловероятные, например пожар в бензовозе.
Дамба проектировалась с учетом минимального воздействия на окружающую среду. Установлены специальные водоочистные сооружения, предотвращающие загрязнение залива во время мелководных подтоплений. Шлюзы, предназначенные для захода крупных кораблей в порт Санкт-Петербурга, перекрываются лишь на время критических подъемов, позволяя поддерживать стабильный водный режим.
Дамба сегодня
Сегодня дамба — неотъемлемая часть комплекса безопасности города, она защищает Петербург от наводнений и штормовых волн. Инженеры продолжают улучшать конструкцию, совершенствуют системы мониторинга и предупреждения для минимизации рисков при эксплуатации сооружения в условиях изменяющегося климата.
Члены международного инженерного сообщества признают петербургскую дамбу одним из самых удачных примеров успешного противостояния природным стихиям, а также свидетельством инженерного и технического прогресса человечества.
Все о самом масштабном и губительном наводнении в Петербурге мы рассказали в отдельном материале.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».