День Деда Мороза и Снегурочки - 30 января. Как появились главные персонажи Нового Года
Злобный дух или добрый старец
Нельзя с уверенностью говорить о мифологическом происхождении Деда Мороза. Скорее всего, в его образе объединились древние языческие предания, фольклор и западные традиции.
Есть версия, что раньше люди верили в существование зимнего духа — Морока, Трескуна или Студенца. Он приносил холод и морочил людей, заставлял лгать или сводил с ума (отсюда выражения «упасть в обморок», «морочить голову»). А в кельтских легендах есть описание злого зимнего божества — Великого старца Севера. В новогоднюю ночь он ходил по домам и собирал кровавые подношения в огромный мешок.
В фольклоре дух зимы приобретает образ сурового, но справедливого старца. Хорошим людям он благоволит, а плохим с ним лучше не встречаться: «Кто посоха моего коснется — никогда не проснется». До наших дней дошла знаменитая народная сказка «Морозко», по которой снят одноименный фильм. Кинокартина гораздо добрее фольклорного текста, в котором Морозко не возвращает нерадивую и грубую девушку домой на свиньях, а замораживает насмерть.
Добрый и щедрый Дед Мороз, видимо, появился благодаря многочисленным пересказам этих историй. В сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского 1840 года седовласый старик награждает Рукодельницу «горстью серебряных монет», а Ленивицу одаривает сосулькой.
Доцент кафедры фольклора и древней литературы Уральского федерального университета Наталья Граматчикова рассказала NDNews.ru, что на самом деле в этой сказке зашифрован древний ритуал путешествия в загробный мир, в которой Морозко — проводник в мир мертвых.
Загробный мир воспринимался как источник благоденствия для живых, и поэтому мачеха отправляет туда свою дочь. Но чтобы пройти испытания в загробном мире, нужно иметь добродетельные качества героя. И поэтому падчерица возвращается с дарами, а дочь мачехи погибает в мире мертвых
Наталья Граматчикова
доцент кафедры фольклора и древней литературы УрФУ
Еще в образе Деда Мороза чувствуется влияние западных традиций, по которым Санта-Клаус или Святой Николай, покровитель детей, приносит им гостинцы за послушание, а хулиганам оставляет угольки. Это сближение произошло в XIX веке, и сегодня образы старцев схожи даже внешне.
Обреченная на смерть
А вот образ Снегурочки есть только в славянской культуре. По легенде Дед Мороз был женат на Царице Снега, а Снегурочка — это их дочь, а вовсе не внучка. Судьба ее печальна: влюбившись в юношу, она отказалась отправиться на север и расстаться с ним, поэтому растаяла с приходом весны.
Получается, что Снегурочка — это сезонное божество, которое ассоциируется со сменой времен года. Она должна умереть, чтобы на смену зиме (читай — смерти) пришла весна (новая жизнь).
Образ Снегурки связан с древним обрядом похорон и воскрешения богини растительности Костромы (сегодня в этом городе находится резиденция снежной красавицы). Чучело, изображавшее девушку, топили или сжигали на костре, провожая зиму.
Как и в случае с Дедом Морозом, образ Снегурочки переосмыслили в своих творениях писатели и художники. В сказке Владимира Даля бездетные старик со старухой слепили себе дочку из снега. У Александра Островского Снегурочка — юная девушка, дочь Деда Мороза и Весны, которая влюбляется в царя Мизгиря и тает с первыми лучами летнего солнца.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».