Первые в истории, единственные в мире. Атомный ледокольный флот России празднует день рождения
Первый в мире
Вторая половина XX века ознаменовалась развитием атомной энергетики. Перспективным направлением для использования нового вида топлива стало строительство ледоколов. Первый атомоход появился в СССР, его проект разработало Центральное конструкторское бюро в 1953–1955 годах.
Легендарный корабль строили на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде, в целом же более полутысячи предприятий по всей стране так или иначе поучаствовали в создании первого судна на атомной энергии.
В декабре 1957-го ледокол «Ленин» длиной 134 метра и водоизмещением 16,8 тысячи тонн был спущен на воду. Еще через два года, 3 декабря 1959-го, его приняли в эксплуатацию. С появлением «Ленина» на Северном морском пути транспортная артерия стала приобретать значение национальногой.
Ледокол проработал 30 лет, за это время он провел в северных водах более 3,7 тысячи судов и прошел более 654 тысяч морских миль, это в три раза больше расстояния от Земли до Луны. Сейчас «Ленин» находится на вечной стоянке в Мурманске и превращен в музей. Это одна из самых посещаемых экспозиций кольского Севера.
Единственный в мире
По сей день Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом. В разные годы в северных широтах ходили ледоколы «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы» и другие. Они на десятки лет предопределили преимущество России в атомном судостроении.
Сегодня Росатомфлот обеспечивает безопасное мореплавание и стабильную навигацию по Северному морскому пути. Благодаря атомным ледоколам суда доставляют грузы в Азию и Европу. В 2020 году грузооборот по Севморпути составил почти 33 миллиона тонн, это на 1,5 миллиона больше, чем годом ранее.
Севморпуть — альтернатива Суэцкому и Панамскому каналам, он значительно сокращает время на доставку грузов. Так, путь из Мурманска в Японию через СМП вдвое короче, чем по теплым морям через Суэцкий канал.
Росатомфлот изучает гидрометеорологический режим морей и запасы минеральных ресурсов арктического шельфа. А еще обеспечивает безопасность — в 2013–2015 годах атомные ледоколы провели караваны кораблей Северного флота ВМФ, когда они возвращались в Арктику.
Улыбка атомного флота
Гордостью северного флота остается знаменитый ледокол «Ямал» с акульим оскалом на носу. Он курсирует по Северному Ледовитому океану с 1989 года, а в начале тысячелетия он стал седьмым кораблем в истории, который достиг Северного полюса. Это один из сильнейших ледоколов, его мощность достигает 75 тысяч лошадиных сил.
Кстати, акулья морда на носу «Ямала» появилась в 90-х, когда корабль выполнял перевозки детских грузов в рамках гуманитарной акции. Потом улыбку оставили, и изображение стало традиционным. Недавно «Ямале» ремонтировали, а фирменный оскал обновили — почистили и покрасили.
Развитие атомного ледокольного флота продолжается, реализуется проект 22220 по строительству уникальных атомоходов, которые обеспечат круглогодичное судоходство по Севморпути. Один из трех ледоходов этого проекта, «Арктика», уже введен в эксплуатацию, 1 декабря он вышел из порта в Санкт-Петербурге и направился в сторону Севморпути. Первый серийный ледокол «Сибирь» отправился на заводские ходовые испытания, за ним последует «Урал».