Top.Mail.Ru
День рождения легенды. 24 года назад состоялась премьера фильма «Титаник» | Ямал-Медиа
0°C
Салехард
19 декабря 2021, 07:28

День рождения легенды. 24 года назад состоялась премьера фильма «Титаник»

Фильм «Титаник» американского режиссера Джеймса Кэмерона смотрело, пожалуй, подавляющее большинство жителей планеты. В годовщину премьеры кинокартины «Ямал-Медиа» рассказывает, как появилась идея снимать «Титаник» и причем тут российские ученые.

В начале была наука

Премьера «Титаника» состоялась 19 декабря 1997 года. Скоро фильму исполнится четверть века, а он все еще остается на верхних строчках большинства кинорейтингов. В съемках фильма приняли прямое участие российские ученые, и во многом благодаря им появилась идея самой картины.

В 1991 году фирма IMAX сняла документальный фильм о затонувшем корабле, который назывался «Титаника». Видеосъемка реальных кадров проходила на российских глубоководных аппаратам «Мир-1» и «Мир-2», которыми управлял ученый Анатолий Сагалевич.

Кэмерон был приглашен на премьеру документалки и, увидев фильм, загорелся идеей снять свой, художественный. Чтобы ближе узнать главный объект будущей картины, режиссер несколько раз погружался к «Титанику» на российских батискафах. Так началась дружба режиссера с Сагалевичем, благодаря которой были сняты все документальные кадры, вошедшие в легендарный фильм.

Фото: Институт океанологии имени П. П. Ширшова РАН
Фото: Институт океанологии имени П. П. Ширшова РАН

В интервью «Ведомостям» Сагалевич рассказывал, что главную идею — любовную историю Джека и Розы — Кэмерону подсказал именно он. Поначалу режиссер хотел снимать фантастически-мистический боевик, но отказался от этой идеи и обратился к вечной теме любви.

Я сказал: «Мир устал от боевиков Голливуда, убийств и крови. Покажи жизнь: как люди плыли на «Титанике», как жили. И конечно, в центре фильма должна быть любовь». <…> Он посмотрел на меня и спросил: «А что такое любовь?» И я ответил: «Слияние и полет двух людей»

Анатолий Сагалевич

ученый, контруктор

Возможно, именно эта фраза нашла отражение в знаменитой сцене фильма, когда главные герои стоят на носу «Титаника», раскинув руки.

После того как я увидел обломки настоящего «Титаника», мне стало ясно, что я не имею права ни в чем схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съемки, я попросил всех собраться на палубе… Мы спустили на воду венок, на котором написали: «Памяти пассажиров и экипажа «Титаника». Наш фильм — кинематографический венок этим людям

Джеймс Кэмерон

режиссер

Источник фото: «Титаник», 1997
Источник фото: «Титаник», 1997

Абсолютный рекордсмен

Съемки «Титаника» потребовали 200 миллионов долларов — рекордный бюджет для своего времени, это больше, чем потребовалось на постройку самого корабля в пересчете на современные деньги. Большинство декораций в фильме, от хрустальных люстр до роскошных ковров, было реконструировано. А для съемки крушения корабля в открытом океане была воссоздана его модель в практически натуральную величину.

«Титаник» установил рекорд по сборам и держался на первой строчке до выхода «Аватара» в 2009 году, которого тоже снял Кэмерон. Еще десять лет спустя с первой строчки «Титаник» сместил фильм «Мстители: Финал».

«Титаник» был выдвинут на кинопремию «Оскар» в 14 номинациях и получил 11 из них, не говоря о других премиях и лидерстве в десятке рейтингов. Но чем объясняется такой успех фильма? Натуральными декорациями, дорогостоящими спецэффектами и зрелищными сценами уже никого не удивишь, а любовная история Розы и Джека довольно проста и не претендует на исключительную оригинальность.

Источник фото: «Титаник», 1997
Источник фото: «Титаник», 1997

Можно предположить, что бешеная популярность фильма связана с интересом зрителей к самой теме крушения, но более ранние ленты не вызвали даже близкой к такому масштабу реакции. Интересный ответ на этот вопрос дал теоретик кино Олег Аронсон в статье из журнала «Искусство кино» за август 1998 года. Он предположил, что великим этот фильм делает «трата, грандиозная по масштабам и безрезультатная».

Единственное зрелище, которое предлагает «Титаник», — роскошно истраченные средства. Бессмысленная трата становится настоящей темой фильма, а гибель «Титаника» оказывается удачной ее метафорой, усиливающей эффект присутствия при исчезновении самой реальности

Олег Аронсон

теоретик кино

Кинокритик предположил, что бесконечные публикации в журналах и газетах, эфиры на телевидении, рассказывающие о грандиозных тратах создателей фильма окунул зрителей в некую виртуальную реальность. Кэмерону удалось угадать желания зрителя и погрузить его в пространство кино.


Загрузка...