Денис Позимний: почему 16 октября нельзя смотреть в зеркало и нужно есть чеснок
Жизнь и судьба Дионисия Ареопагита
Дионисий Ареопагит жил в I веке в Афинах. Он получил хорошее образование и уехал в Египет, чтобы изучать астрономию. Там в момент распятия Христа он стал свидетелем солнечного затмения.
Когда Дионисий вернулся домой, его избрали в Верховный суд Афин, называемый Ареопаг, отсюда прозвище Ареопагит — судья. Позже в суд пригласили апостола Павла — он разъяснил христианское учение, и после этого Дионисий уверовал в Христа, стал последователем Павла. Три года он сопровождал апостола, а затем стал епископом Афинским.
Когда при императоре Нероне начались гонения на христиан, апостолов Павла и Петра казнили. Тогда Дионисий решил во что бы то ни стало продолжить их дело. Он отправился проповедовать в Италию, Испанию, Германию, Галлию (Францию). В Лютеции Галлийской (ныне Париж) его схватили и бросили в тюрьму, а затем казнили.
Наследием великомученика Дионисия стали сочинения, которые епископ назвал «Ареопагитики». К христианам они попали только в V веке. Историки считают, что сочинения мыслителя Дионисия оказали большое влияние на христианскую философию.
Апофатика и катафатика в трудах Дионисия Ареопагита
Несомненно, большое влияние на жизнь Церкви оказали богословские труды святого Дионисия Ареопагита. До наших дней дошли следующие работы, приписываемые священномученику: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об Именах Божиих» и «О мистическом богословии», а также 10 посланий к разным лицам. Именно Дионисий Ареопагит определил два пути богопознания — катафатический и апофатический.
Апофатическая (негативная) теология направлена на то, чтобы выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений как несоизмеримых с его природой. В духе апофатической традиции, обоснованной в трудах Дионисия Ареопагита, Бог не может быть представлен ни в каких образах, не может быть назван никаким именем, поскольку он глубже и выше всех возможных определений. Бог «не есть ни знание, ни истина, ни царство, ни мудрость, ни единое, ни блаженство, ни дух в том смысле, какое мы его знаем».
Дионисий учил: Бог непостижим, трансцендентный мир достигается через молчание. Путь отрицания описывается Дионисием как требующий очищения ума и сердца: необходимо оставить «как чувственную, так и умственную деятельность и вообще все чувственное и умозрительное, все не сущее и сущее, и изо всех сил устремиться к соединению с Тем, Кто выше всякой сущности и познания».
Бог в апофатической теологии трактуется как сверхразумное тождество бытия и небытия, поэтому о Боге нельзя сказать не только то, что Его нет, но и то, что Он есть, так как Бог по ту сторону всякого наличного бытия. Апофатики считают, что Бог познается непосредственно через особое внутреннее чувство.
Катафатический путь — описание Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений. Апофатика и катафатика невозможны друг без друга, взаимосвязаны. С одной стороны, Бог обладает неприступной и непостижимой сущностью, о которой возможны лишь апофатические (отрицательные и превосходные) высказывания. С другой стороны, Он проявляет Себя в мире в отличных от сущности энергиях (действиях), о которых можно говорить катафатически, утвердительно. Равновесие двух путей.
Важнейшими ступенями к богопознанию по Дионисию являются покаяние, молитва, исповедь, приятие искупления. В его системе богопознания путь к Богу состоит из двух ступеней — очищения, или катарсиса, и «выхода из себя», или экстаза. За очищением следует выход из себя для встречи с Богом, знание которого «превыше ума».
15 самых известных цитат священномученика Дионисия Ареопагита
- Мрак исчезает при свете, и особенно при великом свете; неведение прогоняют познания, и особенно великие познания.
- Между многими явно ложными мнениями может и от тебя, и от других скрыться то, что едино и сокровенно, то есть истина.
- Невежд надо учить, а не наказывать, так же как и слепых мы не мучим, а ведем за руку.
- Бодрствование Бога есть обращение Его Промысла к наставлению или спасению людей, чувствующих в этом нужду.
- Мы не ограничиваем Иисуса человечеством, ибо Он не человек только (иначе Он не был бы сверхсущностным, если бы был только человеком), однако Он истинный человек.
- Злом разве можно, скажи мне, защищать доброго?
- Божественный мрак есть тот неприступный свет, в котором, по словам Писания (1 Тим. 6: 16), живет Бог.
- Если что-либо не красно, это не значит, что оно непременно бело.
- Когда закон истины верно покажет и ясно откроет существо дела, то все несообразное с ним и только носящее вид истины тотчас обнаружится.
- Слово Божие всех благих прославляет, которые не только не мыслят и не делают зла, но и, терпя злобу других, не отступают от добра.
- Тех, которые удаляются от Него, Он не оставляет Своей любовью.
- Всякий должен внимать самому себе, не должен высокомудрствовать и глубокомудрствовать, а рассуждать только о том, что сообразно с его достоинством.
- Словом Божиим осуждается всякий, кто делает то, что ему не позволено.
- Служителям Церкви и высшим тебя, тем менее монахам равного с тобою чина порицать священника не следует, хотя бы очевидно он делал что-нибудь запрещенное.
- Перестань обличать других; лучше предлагай самую истину таким образом, чтобы никак нельзя было опровергнуть твои слова».
Денис Позимний — праздник 16 октября
Народный праздник Денис Позимний считается связанным с верованиями наших предков об осенних лихорадках — в этот день на землю выходят злые духи, обладающие способностью насылать болезни на людей.
Чтобы защититься, нужно в день Дениса Позимнего носить с собой веточку осины — она должна оградить от беды. Также в доме всегда держали осиновое полено, чтобы не проникли лихорадки.
Заболеть 16 октября считается несчастливой приметой — такой человек будет долго выздоравливать. Чтобы ничем не заразиться, люди в эту дату не ходили в людные места, а также в густые леса и заброшенные места.
В старину в этот день старались ни с кем не ссориться и не наживать себе врагов, чтобы недруг не наложил сглаз.
Заговор от сглаза
«Избавь, Бог, от сераго, от синяго, от чернаго, от желтого от всякого глазу, от плохого часу». Против порчи хорошим профилактическим средством считается вода, если ее трижды «перенять» с каменки в бане. Для этой цели вода выливается из ковша на каменку и снизу снова подхватывается в ковш. Этой водой окатываются и пьют ее. При этом говорят: «Как на каменке, на матушке, подсыхает и подгорает, так на рабе Божьем (имя) подсыхай и подгорай».
Что нельзя делать на Дениса Позимнего
- В этот день запрещалось смотреть в зеркало, чтобы не навлечь на себя сорок бед.
- Нельзя в этот день выбрасывать остатки пищевых продуктов. Лучше отдайте их птицам.
- Высок риск заболеть. Чтобы этого не случилось, одевайтесь по погоде, не переохлаждайтесь и по возможности избегайте людных мест.
- Запрещено подбирать деньги на дороге — останетесь без собственных.
- Нельзя поднимать любые предметы с земли. На них может быть сглаз.
- Нельзя в этот день пересчитывать монеты, в противном случае будут проблемы с деньгами.
Что нужно делать 16 октября
- В молитвах к святому Дионисию просят помощи в семейных делах, воспитании детей, сил, чтобы преодолеть жизненные невзгоды.
- В народе верили, что в этот день нужно обязательно съесть пару зубчиков чеснока или кусочек лука с солью — чтобы отпугнуть нечисть и укрепить иммунитет.
- Считается, что сны на Дениса Позимнего — вещие.
Приметы на 16 октября: что предвещает погожую осень
По приметам дня судят, какими будет осень и зима.
- Если в этот день сыро и туманно, а в воздухе много белой длинной паутины — к погожей осени, снег пойдет не скоро.
- Сухая погода стоит — зимой будет мало снега.
- Если день безветренный, но на реке или озере видна рябь на воде, то скоро похолодает.
- На протяжении дня часто меняется погода — весь октябрь будет переменчивым.
- Шишки низко на елке растут — морозы ударят рано, а если высоко — то будет морозно только в конце зимы.
- Клен и береза не сбрасывают листья полностью — зима будет холодной.
- Южный ветер дует — к хорошему урожаю озимых в следующем году.
- Если на протяжении недели не было дождя, то октябрь будет сухим.